Двух Псковов и одного Новгорода не будет Зато в Северной столице изучают опыт Копенгагена

В Петербурге продолжается обсуждение Программы социально-экономического развития города на 2004-2007 годы. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли вынес на суд общественности часть программы, касающуюся государственной политики в сфере градостроительства, инженерного обеспечения, ЖКХ и транспорта.

Открывая общественное обсуждение, первый заместитель председателя КЭРППиТ Александр Иванников отметил, что одобренная городским правительством программа впервые получит статус законопроекта и будет согласована с Генеральным планом развития Северной столицы. Юридический срок действия существующего Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области, вступившего в силу в 1985 году, заканчивается в следующем году. Подготовка нового велась более десяти лет. В Основных положениях концепции нового Генплана определена главная цель градостроительного развития Санкт-Петербурга - "сохранение и преумножение его исторического, архитектурно-пространственного, ландшафтного своеобразия, многофункционального характера хозяйственной, политической и культурной деятельности, формирование безопасной, благоприятной для жизнедеятельности и разнообразной городской среды для нынешнего и будущего поколений жителей города".

Как именно следует двигаться к этой благородной цели, собравшимся рассказал заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству Виктор Полищук. По его словам, в новом документе прописаны принципиально иные показатели, чем в ныне действующем. Генплан 1985 года охватывал территорию в 80 тыс. кв. км. Будущий Генплан Санкт-Петербурга описывает развитие территории площадью 1 тыс. 400 кв. км. Предыдущий документ запрещал строительство малоэтажек и уплотнительную застройку, ограничивал рост "большого Ленинграда" за счет создания городов-спутников с градообразующими предприятиями. Но согласно ему предполагалось возвести на окраинах Ленинграда "два Пскова и один Новгород". Сейчас ситуация коренным образом изменилась, и из-за сокращения бюджетного финансирования реализовать прежний Генплан в полном объеме не удалось.

Однако у города достаточно территориальных ресурсов для комплексного развития Юго-Запада, Северо-Запада, Красногвардейского, Фрунзенского и Пушкинского районов. В последние пять лет градостроители уточнили границы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На протяжении десятков лет нетронутыми оставались более 20 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Сегодня, несмотря на то что разработанную под руководством комитета экономического развития государственную градостроительную политику петербургское правительство еще не одобрило, обсуждается вопрос о перепрофилировании этих земель. В северных и южных районах (направление трассы Е19 и поселок Шушары с окрестностями соответственно) уже кипит жизнь.

Председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров говорил о десятилетнем недофинансировании в своей "епархии", что привело к плачевным последствиям. Он назвал основные задачи на данный момент: "Обеспечить надежность и безопасность снабжения потребителей всеми видами топливно-энергетических ресурсов и водой, не допустить рост дефицита мощности головных источников энергоснабжения, увеличить объемы капиталовложений в их модернизацию и реконструкцию". Соответствующие меры петербургская администрация принимает в тесном сотрудничестве с жизнеобеспечивающими организациями города. Уже разрабатываются генеральные схемы электро- и теплоснабжения Петербурга, которые должны стать законом для строителей и инженеров.

Депутат петербургского парламента Михаил Амосов, председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, посвятил много времени изучению опыта других стран и городов по созданию генерального плана. В качестве примера он показал участникам обсуждения Генеральный план развития Копенгагена. Помимо разделов, посвященных инженерной и транспортной инфраструктуре, охране природы, документ содержит подробные схемы зонирования территории города. Генплан находится в свободной продаже. Таким образом, каждый собственник земельного участка знает, для чего предназначена та или иная зона с функциональной точки зрения, какие ограничения город накладывает по этажности и плотности застройки, какую часть территории можно оставить незастроенной. На дополнительные требования, не обозначенные в Генплане, городская администрация попросту не имеет права.

Михаил Амосов с сожалением констатировал, что в нашем городе ситуация сейчас иная: приобретая земельный участок, собственник порой не в курсе всех "подводных камней", какие могут его ожидать. "Надеюсь, в 2005 году на основании нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга, о котором сегодня идет речь, появится и закон о правилах застройки и землепользования. Тогда мы сможем прийти к прогрессивной схеме, столь успешно используемой западными коллегами".

- Помимо довольно большого бюджета, с которым петербургские власти уже научились работать на современном уровне, в наших руках есть еще один ресурс развития города, но его использование оставляет желать лучшего. Это земля, - подытожил свое выступление Михаил Амосов. - Пока что земля фактически не продается в частную собственность и не используется для привлечения кредитов. Поэтому в Петербурге активно развиваются такие замысловатые схемы, как, скажем, долевое строительство. Постоянно возникают вопросы, как правильно обустроить территорию с точки зрения инженерного развития.

Это тоже происходит из-за того, что мы не умеем еще правильно обращаться с землей. Городским сообществом практически не освоен земельный ресурс, что существенно ограничивает возможности развития города. И как раз одной из главных причин является отсутствие развитого градостроительного законодательства. Лидирующая роль в разработке основополагающих документов принадлежит исполнительной власти, и я с удовлетворением отмечаю, что в последнее время (особенно сейчас, когда произошла смена руководства КГА) эта работа ведется более интенсивно, более успешно и в более тесном сотрудничестве с Законодательным собранием. Конечно, нет предела совершенству, но на данный момент мы довольны тем, как мы работаем.

Временные нормативы городских стандартов

Анастасия Иванова

Игорный бизнес пропишут  »
Юридические статьи »
Читайте также