Маршрутки пойдут в объезд закона

Владельцы маршруток ищут способы остаться на улицах города. Несмотря на решения питерских властей

Навести порядок на дорогах Петербурга собирались уже давно. Года три назад говорили даже, что вообще запретят ездить по городу маленьким маршрутным такси. Рынок общественного транспорта вышел из-под контроля, и даже в комитете по транспорту никто точно не мог сказать, сколько коммерческих и социальных автобусов курсирует по городу. После долгих препирательств и тщетных попыток разобраться, почему столько маршрутов дублируют друг друга, а коммерческих рейсов гораздо больше, чем социальных, правительство города решило одним махом разрубить этот гордиев узел. И в конце прошлого года объявило, что возить пассажиров в определенном районе должен один перевозчик. Весь город поделили на 62 лота и объявили конкурс среди автопарков. Так случилось, что подали заявки 26 перевозчиков - на 7 лотов заявок не поступило, на 12 подано по одной заявке, на 43 лота подано более одной заявки. Итоги конкурса должны были подвести 11 февраля. Эта дата переносилась сначала на 18, затем на 25 февраля, начало марта. И вот на прошлой неделе, наконец, стало отчасти ясно, как и на чем петербуржцы будут передвигаться по городу.

Поделись прибылью!

Конкурс среди автобусных предприятий Питера закончился. За право перевозить пассажиров по городу боролись 23 автопарка. На выбор им было представлено 62 лота (каждый лот - несколько маршрутов на одной территории). Предполагалось, что в итоге городские маршруты перестанут дублировать друг друга, а "коммерсанты" возьмут на себя еще и социальные перевозки.

Предварительные результаты тендера таковы: 75 процентов рынка - у "Пассажиравтотранса", остальные распределились между десятком довольно крупных автопредприятий. Окончательные итоги будут подведены лишь 15 апреля, когда каждая компания подтвердит, что действительно имеет достаточный подвижной состав для работы в городе. А те, кто не сможет доказать свою состоятельность на рынке, будут лишены лотов. И, возможно, по ним состоится еще один конкурс. На сегодня победителями признаны лишь ГУП "Пассажиравтотранс" (14 лотов) и ОАО "Третий парк" (один лот).

- Мы никого не лишали права участвовать в конкурсе, более того, мне совершенно не понятно, почему многие перевозчики вообще не захотели принимать участия в конкурсе по некоторым лотам, - комментирует ситуацию первый заместитель председателя Комитета по транспорту Игорь Маилов. Как утверждает Игорь Викторович, все конкурсанты были в равных условиях. Однако частники говорят обратное: если небольшой автопарк может позволить себе осуществлять коммерческие перевозки за деньги, то участвовать в конкурсе ему не под силу, потому что навязывают еще и социальные маршруты.

Главные вопросы, которые интересуют пассажиров, - изменится ли качество перевозок, маршруты и цена? Генеральный директор ООО "БалтикСтар" Татьяна Кутовая говорит, что даже по тем лотам, которые ей "не отдали", она совершенно спокойно сможет возить пассажиров по договору субподряда.

- Я подавала заявку на семь лотов, но выиграла только четыре. Из старых маршрутов, что у меня были раньше, не будет Васильевского острова, Центрального района и части Гражданского проспекта. Наверное, другие перевозчики предложили лучшие условия. Но мне кажется, мой 147-Й маршрут, например, никуда не уйдет с Суворовского проспекта. Думаю, с новым "владельцем" этой территории мы договоримся.

Что же касается цены, то, будь на то воля перевозчиков, она выросла бы уже завтра до 17 рублей. Председатель комитета по транспорту Александр Дацюк заверяет, однако, что такого не случится, и тарифы, возможно, еще и снизятся. В этом частные перевозчики сильно сомневаются, ведь теперь им придется зарабатывать деньги, чтобы обслуживать не только собственные автобусы, но еще и машины, перевозящие льготников и пассажиров с проездными билетами (деньги от продаж которых идут в бюджет города).

Список ликвидируемых коммерческих маршрутов, идущих от станций метро

"Автово" - 181, 445А

"Василеостровская" - 446,298,349,358,359А, 359Б

"Гражданский проспект" - 284,448

"Девяткино" - 501,562

"Елизаровская" - 365

"Звездная" -138,296А, 550

"Кировский завод" - 41,546

"Купчино" - 53А, 82,345,350

"Ладожская" - 64А, 271,397,429,430,462,531,532,533

"Ленинский проспект" - 87,104,142,334

"Лесная" -109

"Ломоносовская" - 29,122,237

"Московская" - 18,27,27А, 39А, 263,381,382

"Московские ворота" - 134

"Нарвская" - 1,20,177,195,390

"Новочеркасская" - 192,274

"Обухово" - 238

"Петроградская" - 175

"Пионерская" - 4,80,168,229

"Площадь Александра Невского" - 8

"Площадь Восстания" - 163,384

"Приморская" - 128,129,248

"Пролетарская" - 440

"Проспект Большевиков" - 239

"Проспект Ветеранов" - 88, 88А, 89, 105А, 184,197,198,297, 357А, 357Б, 445Б,691

"Проспект Просвещения" - 157,330,283,412,439,439А, 444, 456,555,555А

"Рыбацкое" - 275,440А, 452

"Спортивная" - 231

"Старая Деревня" - 23, 54,166, 211, 257, 371, 372,409,416, 416К

"Улица Дыбенко" - 254,468,565,572,575,579,595

"Черная речка" - 46,210

"Чернышевская" - 167А

"Электросила" -12, 215

Сыграли в монополию?

С критикой реформирования пассажирского транспорта выступила Ассоциация независимых перевозчиков. Ее председатель Игорь Калугин сетует, что новая система практически вытесняет с рынка средних и мелких предпринимателей. Ведь для выигрыша самого минимального лота необходимо иметь около 70 микроавтобусов и один большой.

Если раньше можно было прикупить или взять в лизинг несколько "ГАЗелей", обкатать на маршруте, заработать денег, постепенно увеличивая парк машин, то теперь этот путь для развития бизнеса закрыт.

- Зачем на маршруте один большой автобус? - удивляется Игорь Калугин. - Ведь по логике вещей понятно, что нужно хотя бы два, даже если трасса и небольшая. Один едет в одну сторону, второй - в другую. Иначе сплошь и рядом будут возникать ситуации, схожие с той, что я наблюдал однажды в Белоострове. Пассажиры пришли на автобус, который отправляется по расписанию в 14.35, а он приехал часов в шесть. Простояв на остановке три с половиной часа, пассажиры сели в автобус, но отказались платить за такой сервис.

Смольный принципиально навязывает коммерсантам большие автобусы. Они, как правило, используются для социальных перевозок, где действуют льготные проездные. То, что на маршруте окажется только один такой автобус, мало кого беспокоит. Пенсионерам ведь торопиться особенно некуда, могут и часа три подождать.

- Теоретически у мелких перевозчиков есть шансы остаться на рынке, - признает Игорь Калугин. - Ведь согласно новой концепции городского транспорта на каждый лот выбирается один генеральный перевозчик, который имеет право нанимать субподрядчиков. Но возможность - еще не обязанность, и не факт, что малые и средние предприятия будут к этому привлекаться. Но даже если это произойдет, мелкие перевозчики попадут в кабалу к монополисту - деловой самостоятельности они лишаться.

Возглавляемая Игорем Калугиным ассоциация посчитала, что проведение подобного конкурса нарушает закон "О конкуренции", который запрещает исполнительной власти вступать в соглашения, способствующие монополизации рынка. Просьбы пересмотреть реформу транспорта, направленные губернатору города Валентине Матвиенко, были проигнорированы, поэтому независимые перевозчики обратились в Управление федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Петербургу и Ленобласти.

Как нам сообщили в отделе контроля за органами власти и поддержки предпринимательства ФАС, возбуждено дело в отношении правительства города и комитета по транспорту. Антимонопольщики усмотрели нарушения закона "О конкуренции" при проведении конкурса на пассажирские перевозки.

Когда дело дойдет до суда, пока неизвестно, но если позиция ФАС подтвердится, то конкурс будет признан недействительным и его придется проводить заново с соблюдением закона.

Впрочем, в комитете по транспорту скептически относятся к столь мрачным перспективам. Якобы все конкурсные процедуры были согласованы с территориальным управлением ФАС. В антимонопольной службе нам этого не подтвердили.

Любопытно, что в принципе, не нарушая никаких законов, мелкие перевозчики могут продолжать работать. Как объяснил Игорь Калугин, для этого достаточно снять официальные номера маршрутов, оставив только их описания, и перевозить пассажиров как крупногабаритное такси. Правда, им нельзя будет высаживать людей на остановках.

Материалы подготовили Елена Бойко, Евгений Лурье

Юридические статьи »
Читайте также