Кремль укорачивает поводки

Реформаторские замыслы президента комментирует в интервью "Делу" заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

- Как Вы думаете, почему обнародовать свои планы "спасения отечества" президент решил сразу после теракта в Беслане? Нужно было показать, что власть имеет план выхода из кризиса, или просто момент удобный, чтобы осуществить давно задуманное?

- Думаю, второе. Если раньше решения президента вызвали бы в регионах бурю возмущения, породили бы обвинения в "перетягивании одеяла", то сейчас региональные власти боятся быть обвиненными в том, что они мешают президенту справиться с гидрой терроризма и отстаивают свои личные интересы.

- Следует ли ожидать, что в ближайшем будущем опять начнется обсуждение темы укрупнения регионов?

- Не уверен. Думаю, Кремль пока не станет тотально "перетряхивать" региональные элиты. Сейчас удар пришелся по губернаторам и их окружению. В то же время какие-то авансы делаются законодательным собраниям, депутатам - будто бы они повысят свое влияние. Инициативы президента, если они будут осуществлены (в чем лично у меня сомнения нет), ущемят интересы части региональных элит, а на другую часть президент сможет опереться. Укрупнение же регионов взбаламутит всех: под ударом окажутся и мандаты многих депутатов, и иерархические места партийных руководителей... Так что идея укрупнения будет идти довольно избирательно и, я бы сказал, неспешно.

- Как законодательно будут оформлены инициативы президента и насколько они соответствуют Конституции?

- Оформлены они будут федеральным законом. Возникнут попытки опротестовать этот закон в Конституционном суде, но шансы на успех призрачные.

- Как Вы думаете, Путин впрямь верит, что бюрократический способ управления страной будет сколько-нибудь эффективным? Зачем наступать на старые грабли - ведь есть примеры распада СССР, гибели Российской Империи, неужели они не напугали и ничему не научили?

- Я не верю в большую эффективность назначенных губернаторов. Хотя бы потому, что из Москвы далеко не всегда видно, кто наиболее эффективен. Кремль в Ингушетии, например, "поставил" Зязикова, доказавшего во время трагедии в Беслане свою полную бесполезность. Коррупция возрастет, хотя, кажется, расти ей некуда: платить будут кандидаты в губернаторы кремлевским чиновникам, чтобы "замолвили словечко" перед президентом. И губернаторы, получившие на "кормление" регион, "выдоят" его досуха: ведь от того, насколько упадет уровень жизни людей, их личная судьба никак зависеть не будет.

Путин сам принадлежит к бюрократии и ни о чем ином, кроме бюрократических способов, не мыслит и, видимо, ничего другого не умеет. Но дело даже не в этом: Кремль устал договариваться и торговаться с губернаторами по поводу налогов, финансов, распределения полномочий. Мне кажется, дело даже не в назначении губернаторов как таковом, а в том, что Кремль сможет их снимать. И тем самым держать на коротком поводке.

- Почему губернаторы так радостно приветствуют убийственные для них инициативы Путина?

- А что им остается делать, кроме как доказывать лояльность? Сейчас все озабочены тем, чтобы уцелеть.

- Президент сумеет найти 89 новых "хороших парней", а возможно, и "девушек", чтобы поменять весь губернаторский корпус? Или большинство губернаторов сохранят свои кресла?

- Губернаторский корпус будет обновляться постепенно, и те, кто изберется до конца этого года, "отсидят" в своих креслах положенный срок. Большинство, конечно, останется - Путин не готов к масштабному потрясению. Да и в администрации президента "рук не хватит", чтобы за всем уследить. Проблемы будут у "розовых" губернаторов: если кто и усидит, то от них потребуется полное отречение от КПРФ и лично Зюганова. Дело даже не в том, чтобы всех заменить: Путин затеял это все для того, чтобы привести губернаторов к полной покорности и обеспечить быстрый и надежный механизм их отзыва.

- А какие следствия будет иметь отказ от смешанной избирательной системы?

- Отказ от мажоритарных округов и переход к пропорциональной системе колоссально усилит роль федерального центра. Если сейчас половина депутатов в Госдуме - одномандатники, зависевшие от губернаторов, местного бизнеса, то при новой системе Госдума будет абсолютно подконтрольной и декоративной. Места в партсписках будут распределять в Москве. Сейчас Госдума тоже контролируется Кремлем, но закон о монетизации льгот показал, что растет фронда - как раз среди одномандатников, которые зависят в какой-то мере от избирателя. Однако следует понимать, что в случае полной монополизации власти Москва (точнее, федеральный центр) останется один на один с проблемами, которые будут только возрастать. Вкупе с отменой выборности региональной исполнительной власти это приведет к сильнейшей бюрократизации страны и к неспособности России реагировать на серьезнейшие социальные и экономические вызовы, по сути дела, к стагнации. Борьбе с терроризмом все это, мягко говоря, не поможет.

Ольга Михайлова

От семибоярщины к семиполпредщине  »
Юридические статьи »
Читайте также