Комиссары оставят ГИБДД без работы по оформлению мелких ДТП

Вчера Всероссийский союз аварийных комиссаров объявил о начале лоббирования законопроекта , который позволит комиссарам заменять сотрудников ГИБДД при оформлении незначительных ДТП и значительно упростит процедуру выплат по полисам ОСАГО. Союз заручился поддержкой политсовета партии "Единая Россия" и намерен сделать все, чтобы поправки, подготовленные Министерством финансов РФ, были приняты уже весной этого года.

Напомним, что недавно Министерство финансов подготовило предложения по внесению изменений в закон об ОСАГО . Одна из поправок предполагает оформление извещения о ДТП без участия сотрудников милиции. Это может произойти, если соблюдены следующие условия: отсутствуют потерпевшие, жизни и здоровью которых в результате ДТП был причинен вред, оба водителя пришли к согласию в оценке обстоятельств случившегося, а размер ущерба имуществу не превышает 20 тыс. рублей. В этом случае водители на месте при помощи комиссара оформляют бланки извещения о ДТП. Заполненные извещения вместе с заявлением о выплате направляются страховщику виновника ДТП для окончательного определения суммы страхового возмещения. Предполагается, что законопроект, подготовленный специалистами Министерства финансов РФ, будет вынесен на рассмотрение правительства уже в марте этого года. Если правительство и депутаты одобрят его, изменения могут вступить в силу уже с 1 июля 2007 года.

Именно об этом и радеет Всероссийский союз аварийных комиссаров, созданный в Петербурге в декабре 2003 года и до последнего времени не особо афишировавший свою деятельность. Вчера эта лоббистская структура на специально созванном в Доме журналиста круглом столе заявила, что располагает серьезными рычагами для защиты интересов аварийных комиссаров. О поддержке продвигаемых сообществом аварийных комиссаров изменений в закон об ОСАГО, которые позволят упростить оформление несущественных ДТП, вчера заявил Сергей Рац, секретарь политсовета общероссийской политической партии "Единая Россия" и председатель Лиги офицеров запаса государственной безопасности. "Мы хотим, чтобы законопроект об упрощенном оформлении ДТП был принят во всех чтениях уже в самое ближайшее время, -- заявил господин Рац. -- Ведь эти изменения касаются миллионов автолюбителей, и речь идет о повышении социальной безопасности".

"Этот законопроект не поддерживают только те, кто не сталкивался с оформлением ДТП. А также некоторые страховые компании, прямо заинтересованные в том, чтобы процесс получения возмещения в рамках ОСАГО затягивался и потерпевшие, отчаявшись, отказывались от получения компенсации от страховщика", -- заявил директор Всероссийского союза аварийных комиссаров Юрий Легин. Правда, уточнить, кто именно из страховщиков противодействует переходу к упрощенному порядку оформления аварий, господин Легин отказался.

Приглашенные на круглый стол страховщики осторожно комментировали перспективы перехода на "упрощенку". "Да, после вступления в силу закона об ОСАГО нагрузка на ГИБДД резко увеличилась, -- признал Алексей Букин, заместитель генерального директора СК "Прогресс-Нева". -- Но, решая эту проблему, мы не должны порождать новые проблемы. Не должны создавать ситуацию, которой смогут воспользоваться мошенники, раз за разом получая от страховщиков выплаты по 20 тыс. рублей за якобы имевшие место аварии". Поэтому, по мнению господина Букина, необходимо не торопиться и разработать общую концепцию, которая предусмотрит изменения не только в законе об "автогражданке", но и в других законах и подзаконных актах, часть которых до сих пор противоречат друг другу.

Необходимость взвешенного подхода, впрочем, признают и сами аварийные комиссары. Ведь на практике всегда есть риск, что ущерб окажется гораздо большим, чем показалось в первые минуты и даже часы после аварии. Причем это может касаться не только "железа", но и здоровья пострадавших. Ключевым вопросом является и то, кто будет платить за услуги аварийных комиссаров. В Москве выезд такого специалиста на место аварии стоит около 1000 рублей, в Петербурге, где гораздо более высокая конкуренция на рынке предоставления этих услуг, цена составляет от 500 до 700 рублей. Однако в любом случае "автогражданка" не должна от этого становиться дороже. "По данным службы по страховому надзору, на сегодня 20 процентов от общего объема сборов в рамках ОСАГО идет на выплаты мошенникам. А мошенники пользуются именно отсутствием на месте происшествия либо представителей страховщика, либо независимых экспертов, -- говорит господин Легин. -- Между тем, по нашим подсчетам, введение упрощенного порядка оформления небольших ДТП и передача части полномочий сотрудников ГИБДД аварийным комиссарам обойдутся страховщикам лишь в 2, максимум в 4 процента от объема сборов. Так что это может привести даже к снижению тарифов по «автогражданке»".

Иван Макаров

Юридические статьи »
Читайте также