Газелье родео На рынке маршрутных перевозок наступил день «Ч»

Вчера вступили в силу договора с теми перевозчиками, которые, как рассказывала «Новая газета» в январе, были объявлены победителями конкурса на право обслуживания пассажиров. Также с 1 марта было прекращено действие договоров с теми, кто в число победителей не вошел? – иными словами, с большинством действующих перевозчиков.

Впрочем, проигравшие не собираются смиряться с происходящим, и наряду с судебным обжалованием результатов конкурса многие из них намерены продолжить работу на обкатанных за долгие годы маршрутах. С другой стороны, есть проблемы и у победителей: у них недостает автобусов и рабочих рук для обслуживания выигранных маршрутов.

Упомянутый конкурс действительно вызывает большие сомнения: его условия, как утверждает Ассоциация независимых перевозчиков, были неравными и заранее «подогнанными» под будущих победителей. К тому же федеральный закон не требует от перевозчиков, желающих возить пассажиров, ничего, кроме лицензии: конкурсы являются, вообще говоря, местной самодеятельностью. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда подтвердила это своим определением еще осенью 2003 года. Но, видимо, желание монополизировать чрезвычайно выгодный рынок, убрав с него мелких перевозчиков, сильнее закона. И вот уже Комитет по транспорту разослал всем свое предписание, где требует с 1 марта «прекратить выполнение перевозок пассажиров на маршрутах организациям и предпринимателям, срок договоров с которыми Комитета по транспорту истек 28.02.06».

Заметим: Петербург – не исключение. Только что в Омске была проведена массовая акция протеста частных перевозчиков, которые требовали от городских властей отменить итоги конкурсов по распределению маршрутов транспортной сети. На митинге говорилось о том, что в результате этого «на улицу вышвырнут три тысячи водителей». Омские власти провели конкурс так, что теперь из четырех тысяч «Газелей», работающих в сибирском городе, выйти на маршруты смогут только 1,5 тысячи. И, как и в Петербурге, в Омске власти требуют, чтобы пассажиров возили только автобусы большой вместимости – куда менее маневренные и работающие с большим интервалом движения. Вот перевозчики и вышли на улицы – отстаивать свою свободу предпринимательской деятельности. А ответом власти уже стало то, что с «неправильных» микроавтобусов ГИБДД снимает номера, не утруждая себя изучением решений Верховного суда...

В Петербурге митингов пока нет – хотя сегодня маршрутную проблему будут обсуждать на съезде малых и средних предпринимателей как одну из наиболее показательных. Тем не менее они вполне могут начаться, если в нашем городе власти пойдут по омскому варианту. Во всяком случае, представители Ассоциации независимых перевозчиков говорят, что, по их сведениям, во вторник руководителей Управления ГИБДД вызывали на ковер в Смольный и инструктировали на предмет создания препятствий для тех, кто будет ездить, не имея договоров с Комитетом по транспорту. Возможно, как в Омске, будут снимать номера, возможно – штрафовать.

Председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Михаил Амосов позавчера направил письма начальнику ГУВД Михаилу Ваничкину и начальнику УГИБДД Сергею Бугрову, обращая их внимание на незаконность, по его мнению, предписания Комитета по транспорту, которое противоречит федеральному закону и «в случае его реализации может квалифицироваться как административное правонарушение». Поэтому Амосов просит «проконтролировать невмешательство работников органов внутренних дел в выполнение решения Комитета по транспорту».

– Обстановка тревожная, – говорит вице-президент Ассоциации Александр Масюк. – Утром 1 марта были инициированы две проверки ГИБДД и транспортной инспекции с целью сорвать выход машин на двух предприятиях. Ничего у них не получилось – мы эти попытки отмели, и все перевозчики вывели машины на линию. Мы ждем дальнейших проблем – давления ГИБДД, налоговой службы, давления со стороны конкурентов, но будем сопротивляться этому давлению и защищать свое право работать и кормить свои семьи.

Правда, сопротивляться и бороться за свои права готовы не все. Пока одни из проигравших судятся (сейчас в работе семь исков), другие – примерно треть от общего числа – предпочли пойти на субподряд к победителям, и выведут на линии свои автобусы со своими водителями уже в новом качестве. При этом победители – «Третий парк», «Питер-Авто», Петербургская транспортная компания и еще три фирмы, не делая ровным счетом ничего, будут лишь получать от проигравших деньги, перепродав им право возить пассажиров по выигранным маршрутам. Назвать эту ситуацию нормальной, прямо скажем, сложно.

«Новая газета» будет следить за событиями.

Владимир Максимов

Конкурс закончился судом  »
Юридические статьи »
Читайте также