У бизнеса и образования общие цели

Валентина Николаевна Иванова хорошо известна в нашим городе. Она - доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Возглавляет подкомитет по профессиональному образованию Государственной думы.

Начали мы нашу беседу с самого больного вопроса последнего времени: участившихся случаев нападения на иностранных студентов.

- Ситуация, возникшая в России с экстремистскими группировками, требует законодательных мер. Назрела необходимость сформировать банк данных по молодым гражданам страны. Ведь если реестр пенсионеров практически сформирован, то сводных данных о том, чем занимается молодежь страны, у нас нет.

Кроме того, я убеждена в том, что нужна обратная связь между правоохранительными органами и учебными заведениями. Чтобы информация о молодых людях, совершающих преступления, поступала в вузы. Только в этом случае они смогут принять правильные решения в отношении этих конкретных студентов и подумать, достаточно ли хорошо поставлена в их вузе воспитательная работа.

Я убеждена, что назрела необходимость серьезной организации внеучебной работы молодежи. Нужно поддерживать молодежные объединения и организации, но смотреть на направленность их деятельности. В большей степени проводить профилактическую работу. Ситуация катастрофическая и требует безотлагательного рассмотрения.

Нужно, чтобы в каждом учебном заведении был проректор по учебной работе, по организации внеаудиторной работы. Должно быть установлено кураторство каждой студенческой группы.

- Хотелось бы узнать ваше мнение и на другую тему, волнующую огромную армию потенциальных студентов и их родителей. Я имею в виду возможность получения кредита на образование. Какова ваша позиция в этом вопросе?

- Уверена, все участники социального образовательного партнерства заинтересованы в скорейшем законодательном разрешении этой проблемы. Залог тому - активное участие депутатов, чиновников, профессуры и даже студентов в разработке и обсуждении различных вариантов обучения по займу. Общество пришло к пониманию того, что образовательный кредит - не финансовое обязательство государства или кредитной организации, а зарождающийся в России проект общественного стандарта системы высшего образования, одна из реальных и эффективных форм привлечения академической общественности, работодателей и студентов к оценке качества, доступности и престижности образования.

Тема образовательного кредитования является одной из приоритетных проблем нашего комитета, Общественного совета в поддержку профессионального образования. Но это именно тот случай, когда поспешность - плохой союзник. Надо все детально просчитать и взвесить.

- И когда же можно ожидать завершения этого процесса?

- Уже сегодня получить такой кредит вполне реально. В Сбербанке кредит может получить любой соотечественник, достигший 14 лет. Как правило, требуются созаемщики: родители, друзья или компания, в которой будущий студент планирует трудиться. Страховой образовательный кредит выглядит предпочтительным для студентов социально значимых специальностей - учителей, врачей, работников культуры, госслужащих. Его размер приравнен к обычному потребительскому кредиту, что позволяет воплотить в жизнь принцип "богатые платят за - бедных". Проблема одна - возьмут ли на себя страховые компании банковские риски?

Все популярнее становятся корпоративные кредиты (когда с банком рассчитывается не сам студент, а предприятие). Но это все-таки классический вариант поддержки отрасли. Поэтому бизнес-сообщество подготовило проект закона о системе образовательных кредитов, по которым займы получают студенты старших курсов вузов, уже определившихся со своей будущей профессией.

- Означает ли это, что бизнес и работодатели должны более активно поддерживать российское образование?

- Конечно. Образование должно быть ориентировано на подготовку специалистов, готовых обеспечивать конкурентоспособность отраслей, в которых они будут заняты. В то же время сегодняшняя система образования в России не отвечает этим требованиям, и эту комплексную проблему должны вместе решать государство, бизнес, работодатели и общественность.

- Но ведь именно на это в том числе нацелен приоритетный национальный проект "Образование"?

- Да, этот проект отвечает решению проблемы, но в нем есть и существенные недочеты. В первую очередь, не обозначен вопрос участия бизнеса в проведении реформы. Нет стыковки "образование - бизнес", хотя сегодня такая связь должна быть определяющей, и это звено должно быть закреплено законодательно.

В настоящее время в Госдуме подготовлен соответствующий законопроект, который определит степень участия бизнеса в модернизации системы российского образования. Я глубоко убеждена, что бизнес должен инвестировать в образование.

С другой стороны, есть претензии и к Министерству образования. Оно не стимулирует работодателей сотрудничать с высшей школой. Сегодня компании занимаются переподготовкой кадров, тратят на это деньги, как бы говоря тем самым, что вузы не способны подготовить хороших специалистов. Конечно, такая работа должна вестись, и она способствует росту количества высокопрофессиональных специалистов. Но если смычка "образование - бизнес" будет более прочной, то и специалистов, готовых сразу же после получения диплома эффективно работать по специальности, станет больше.

Арина Асеева

"Каждый несет свой чемодан"  »
Юридические статьи »
Читайте также