Городу требуется "сити-менеджер" Депутаты предлагают новгородцам забыть про выборы мэра.

Проблемы с принятием нового устава города начались в апреле 2005 года, когда депутаты Новгородской думы принялись приводить прежний устав в соответствие с Федеральным законом о местном самоуправлении . Например, в пункте, где говорится, что глава города не может быть одновременно и председателем представительного органа муниципального образования (в Новгороде - думы), и главой местной администрации. Новгородский устав, принятый еще в 1998 году, давал местному мэру полномочия и председателя городской думы, и главы администрации города.

Несмотря на то что новгородцы мало интересуются местным самоуправлением, а на выборы ходит лишь четверть населения, новый проект устава всколыхнул общественность.

Депутаты предложили не только разделить полномочия, но и отобрать у народа право выбора мэра. То есть по новому проекту Устава Великого Новгорода главного "хозяйственника" - главу администрации города - дума будет назначать на конкурсной основе. По сути, нанимать "сити-менеджера". А вот мэра депутаты городской думы будут избирать из собственного числа.

- Глава муниципального образования - мэр - будет одновременно являться председателем городской думы, избираться из числа ее депутатов и, в отличие от главы администрации города, обладать главным образом представительскими функциями, - рассказал депутат городской думы инициатор новой редакции устава Владислав Букетов. - Давайте построим руководство таким образом, чтобы городом руководил не политик, а хозяйственник!

Но и это еще не все. Так как сроки полномочий нынешнего мэра Николая Гражданкина истекают в 2007 году, а новая дума избирается только в 2009-м, депутаты предложили ввести "переходный" период. Между 2007 и 2009 годами город получит "конкурсного" главу администрации города и мэра, избранного старым составом думы из своего числа.

Несмотря на то что во время обсуждения проекта вопрос об избрании мэра вызвал споры, дума приняла его 28 апреля. Однако и в июне, и в августе 2005 года управление Федеральной регистрационной службы по Новгородской области Министерства юстиции РФ отказало в регистрации устава в связи с его несоответствием федеральному законодательству и большим количеством замечаний. Новые октябрьские общественные слушания проекта устава собрали на обсуждение небывалые шесть сотен горожан Мероприятие длилось 2 часа, общественники не только высказывались за право всенародного избрания мэра, но и показывали подписи сограждан, желающих самостоятельно выбирать главу города. Звучали предложения провести референдум по этому пункту устава.

Но все это оказалось для депутатов пустым звуком. В ноябре народные избранники вновь проголосовали за проект устава, предусматривающий выборы мэра, выбранным думой из числа депутатов. Через месяц вновь получили отказ в его регистрации.

Регистрирующий орган опять усмотрел в местной "конституции" противоречия с федеральным законодательством. У наблюдателей создается впечатление, что депутаты пишут устав, не обращаясь за помощью к юристам.

Кроме того, есть и принципиальное замечание, касающееся "переходных положений". То есть того периода, когда депутаты старого созыва на 2 года изберут мэра из своего числа, несмотря на то что народ их этим правом при избрании не наделял.

В результате в январе 2006 года, когда новый Федеральный закон о местном самоуправлении все-таки вступил в силу, Новгород оказался с ним в "неуставных" отношениях.

Михаил Прусак на своей пресс-конференции заявил, что "не понимает", почему дума Великого Новгорода не может согласиться с мнением, горожан:

- Я все-таки надеюсь, что через какое-то время депутаты опомнятся и пойдут навстречу людям.

Пока управление Федеральной регистрационной службы по Новгородской области не принимает устав, он вынужден снова и снова проходить через общественные слушания. А значит, у новгородцев еще есть возможность высказать свое мнение.

Светлана Ойра, собкор "НВ"

Дороги, которые ведут... в суд, или Несколько полезных советов попавшим в аварию  »
Юридические статьи »
Читайте также