Метла для "рекламного мусора" Депутаты решили оградить нас от него с помощью закона

В минувшую пятницу депутаты Госдумы приняли во втором чтении вызвавшие массу споров поправки к закону "О рекламе" Если он пройдет все положенные стадии - третье чтение, Совет Федерации и президента - и вступит в силу, раздражающая одних и обогащающая других активность рекламщиков сильно поубавится.

Знакомое чувство

Кому из нас не знакомо чувство, традиционно возникающее, когда фильм, который мы смотрим, на самом интересном месте вдруг перебивается длиннющим рекламным "роликом"? Кто-то, ругаясь, переключается на это время на другой канал, кто-то уходит заварить себе чашку чая, кто-то отключает звук... Но все при этом думают: да черт бы ее побрал, эту рекламу! Почему мне мешают смотреть то, что я хочу, и заставляют смотреть то, что я не хочу? Да пошли бы они подальше вместе со своим "правильным" пивом, средствами от облысения и запора, прокладками и критическими днями! Кстати, еще неизвестно, какое отношение возникает у большинства граждан к товарам, которые так назойливо рекламируют во время "пауз" в фильмах и спортивных передачах. Вполне возможно, что очень далекое от положительного...

Убедиться в том, что объем рекламы нарастает из года в год, можно и не знакомясь со специальными исследованиями. Но вот цифры: сегодня закон разрешает занимать рекламой до 20% эфирного времени, и - будьте уверены - этот "лимит" выбирается полностью.

На многих каналах при показе художественных фильмов рекламные блоки демонстрируют каждые 15 минут, и занимают они по 3-4 минуты - несложно подсчитать, какая часть времени "вылетает".

"Но ведь без рекламы мы не можем существовать!" - неизменно заявляют телевизионщики, пугая нас повальным закрытием передач. "Никакие законы в данном случае не могут регулировать эфир, если это невыгодно каналу", - считает Юрий Беленький, продюсер и художественный руководитель "Творческого телевизионного объединения". По его словам, "телевидение живет по рыночным законам, и если реклама - это единственный источник поддержки, то после ее отмены многие программы, в частности детские передачи, перестанут существовать". Что делать? "В отсутствие достаточного количества рекламы государство должно выделять огромные дотации, чтобы сохранить телевидение для детей и подростков", - полагает продюсер.

Рыночные законы - это прекрасно. Однако они почему-то не заставляют прерывать рекламой спектакли, фильмы или концерты. И понятно почему: зрители освистают при любой попытке устроить "рекламную паузу". И никто не пугает граждан всеобщим закрытием театров или концертных залов в случае, если такую рекламу не сделают разрешенной...

Что же приняли депутаты Госдумы? Установленные теперь ограничения заместитель председателя думского комитета по экономической политике Владимир Мединский называет "революционными". Что же приняли депутаты?

Первое. К 2008 году телеканалам позволят размещать лишь 4-минутные рекламные блоки (против нынешних 7-минутных) и лишь один раз в 26 минут. Это в два раза реже, чем сейчас.

Второе. Максимально допустимый суточный объем рекламных материалов, который сегодня установлен на уровне 20% от всего эфирного времени, будет сокращен в 2008 году до 15% от времени трансляции. Это значит, что если телеканал работает не круглосуточно, количество позволенной ему рекламы будет рассчитываться в зависимости от времени трансляций, а не из 24-х часов вещания. Такое же ограничение действует и в течение каждого часа: до 2008 года не более 12 минут в течение часа, а после 2008-го - не более 9 минут в течение часа могут занимать рекламные ролики.

Третье. По словам Мединского, полностью запрещается реклама табака и алкоголя и так называемых "зонтичных брэндов", когда под именем перчика, конфет или минеральной воды на самом деле рекламируется водка.

Четвертое. Радикально "урезается" реклама лекарств и биологически активных добавок. Зам. председателя Госдумы Владимир Катренко, руководивший группой, которая разрабатывала поправки, считает, что надо серьезно ограничить безудержную рекламу фармацевтических средств, пищевых добавок и лишить рекламодателей возможности внушить потребителю мысль, что употребление той или иной добавки жизненно необходимо.

По словам Катренко, "исключается возможность создать у телезрителя или радиослушателя впечатление, что у него присутствует то или иное заболевание". Также категорически запрещается использовать в рекламе образ человека "в белом халате" и другие образы, ассоциирующиеся с профессией врача, а также детей известных артистов и политиков.

Пятое. Закон ограничивает деятельность телемагазинов и так называемой "бегущей строки". По действующему законодательству подобные рекламные приемы вообще не регламентируются, и порой "бегущая строка" постоянно сопровождает передачи и новостные программы. Кое-где в регионах, по данным думского комитета, отчаявшиеся телезрители заклеивают скотчем нижнюю часть телеэкрана, чтобы убрать назойливые рекламные сообщения, не исчезающие с него ни на секунду. Теперь время показа "бегущей строки" должно будет включаться в общий "лимит" рекламного времени.

Шестое. Меняются правила, касающиеся детских передач. Теперь реклама в детских и образовательных передачах будет разрешена не чаще, чем через 25 минут непрерывной трансляции (сегодня этот интервал - 15 минут), а спонсорская реклама сможет появляться в детских передачах лишь до их начала и после окончания, и не более чем на 30 секунд. Детские передачи продолжительностью до 15 минут могут сопровождаться рекламой по 1 минуте в начале и в конце передачи; те, которые идут до 25 минут - по 1,5 минуты, до 40 минут - по 2,5 минуты. Передачам длительностью больше часа будет положено лишь 3 минуты рекламы.

Седьмое. С 1 января 2007 года запрещается реклама с помощью так называемых "мобильных конструкций", которые создают пробки на дорогах и не дают поступлений налогов (каждый из нас регулярно видит эти "рекламные щиты на колесах" на питерских улицах).

Наконец, еще одно предложение, вошедшее в закон, - запрещается так называемый "спам", то есть несанкционированная рассылка рекламы по Интернету, мобильным телефонам и факсам. Мой мобильный телефон пока еще не страдает от "спама" (тьфу-тьфу!), а вот Интернет...

Каждый день по электронной почте ко мне приходит полтора-два десятка сообщений, призывающих меня купить недвижимость, посетить семинар для руководителей предприятий или бухгалтеров, приобрести самые новые адресные базы, установить двери или замки, по дешевке приобрести виагру, излечиться от застарелой импотенции, получить по доступным ценам сексуальные услуги и так далее, по нарастающей степени отвращения к приходящим предложениям.

Поставить заслон всему этому бурному потоку, что называется, давно пора. Хорошо, если новый закон эту проблему решит, сыграв роль метлы, очищающей виртуальное пространство от "рекламного мусора". Вычислить тех, кто "мусорит", не так сложно. И если некоторых из них показательно оштрафовать на крупные суммы, может быть, это отобьет охоту у остальных?

Борис Вишневский, ведущий рубрики

На входе – предъявить С июля в России вводятся новые правила доступа в Интернет  »
Юридические статьи »
Читайте также