В Мариинском уже замешивают «пирог»

Август по календарю для городского Законодательного собрания — мертвый сезон. Последнее пленарное заседание состоялось полтора месяца назад, а сейчас в разгаре парламентские каникулы. Сам Мариинский продолжает прихорашивать фасад, прикрывшись лесами и вуалью из полиэтилена. Рабочие лопатами гребут старую бетонную крошку под разобранными гранитными ступенями лестницы главного входа. Исчезли фигурные колонки балюстрады балкона — их тоже, видно, заменят.

Ремонт идет и внутри: полутемные и заметно обезлюдевшие коридоры заставлены кое-где вытащенными из кабинетов столами, шкафами и сейфами. Пахнет свежей краской и мелом, и вместо депутатов с помощниками гораздо чаще можно встретить в лифтах маляров в перемазанных спецовках.

И все же полагать, что деловая жизнь во дворце полностью замерла до осени, наивно. ЗакС не какая-нибудь табачная фабрика, которая закрывает ворота в период массовых сезонных отпусков. Работа многих депутатов продол-жается и летом, а если некоторые и отъезжают отдохнуть, то, как правило, не больше чем на неделю. Иначе себе дороже выйдет...

Помню, как в 2004-м поздней осенью председатель бюджетно-финансового комитета (БФК) Владимир Барканов, подводя итоги очередного этапа работы над бюджетом, сказал: «Те депутаты, кто в июле и августе на пляжах грелся, пусть на себя пеняют!». Год нынешний в этом плане ничем от прошлого не отличается, и В. Барканов идет по коридору, одетый в привычный костюм с галстуком. В 356-м кабинете расписание совещаний предельно жесткое: как минимум по два, а то и по три в день. Повестка дня одна — бюджет 2006 года.

Утром своими ориентирами по поводу будущего годового финансового плана с членами БФК делились руководители комитета по внешним связям и туризму, а в полдень подошла очередь представителей комитета по образованию.

— Мы хотим понять, — поясняет председатель БФК усевшимся за стол чиновникам. — Во-первых, как у вас идет исполнение статей текущего годового бюджета — это сразу во многом покажет, насколько верно были спланированы расходы комитета. Во-вторых, как комитет понимает свою роль и задачи в стратегическом развитии города — это во многом будет видно из будущей структуры расходов вашей отрасли. И в-третьих, выяснить, как наиболее эффективно и рационально распределить средства между всеми главными распорядителями бюджета...

Как явствует из слов заместителя председателя комитета по образованию Игоря Козлова, с текущим бюджетом больших проблем практически нет. Выделенные средства осваиваются планомерно, и на конец июля — начало августа исполнение запланированных статей расходов составляет свыше 98 процентов. Затянулся лишь один какой-то конкурс, связанный с выбором поставщиков оборудования, но и там ситуация уже близка к разрешению. Выясняется, что комитет сумел даже немного сэкономить бюджетные деньги, занимаясь реализацией программы по замене освещения в школах. Сбереженные средства решено израсходовать на подключение одного из ПТУ к системе отопления «Ленэнерго». Теплотрассу рассчитывают проложить буквально с колес, чтобы точно уложиться к началу отопительного сезона.

Депутаты Виктор Евтухов, Олег Корякин, Андрей Ловягин и Вадим Лопатников внимательно смотрят справки о расходовании средств, задают различные наводящие вопросы. Поскольку в бюджете 2005 года именно комитет по образованию является самым крупным получателем денег из городской казны — ему выделено 21 млрд рублей, — нужно убедиться, насколько оправданны были такие бюджетные назначения, увидеть, как конкретно распоряжаются ими ответственные чиновники.

И почти сразу же рабочая дискуссия переходит на расходы будущего года. И. Козлов докладывает, сколько средств потребуется на текущее содержание подведомственных комитету детских садов, школ и средних специальных учебных заведений, а сколько — в рамках утвержденных городскими законами различных целевых программ.

Выясняется, что между комитетом по образованию и комитетом финансов есть некоторые разногласия по части сумм, выделяемых на питание учащихся, на текущий ремонт зданий и т. д. Это нормально, потому что финансисты всегда стараются дать поменьше, а распорядители средств в отраслевых комитетах — взять побольше. Депутаты же некоторым образом, хоть и не официально, но объективно выступают в роли неких третейских судей. Ведь в конце концов утверждать бюджет в целом предстоит им. А потому сегодня на очень дальних еще этапах замешивания большого «пирога» надо постараться увидеть и его будущие «куски» и конкретных «едоков», убедиться в обоснованности их аппетитов.

Нюансов много: вот, к примеру, с тем же питанием в школах. Сегодня бесплатно, то есть за счет бюджета, кормят лишь сирот, детей из малоимущих и многодетных семей, а также тех, кто серьезно болен. Но все чаще раздаются голоса о том, что минимальный завтрак в начальных классах нужен всем поголовно — хотя бы из чисто медицинских соображений. Ведь иному первоклашке состоятельные родители дадут деньги на кашу, а он потратит их на какие-нибудь комиксы или проиграет в автомате...

И если в недрах ЗакСа вдруг родится законодательная инициатива по расширению круга тех учащихся, кому положено бесплатное питание, самим депутатам сразу нужно будет определиться — либо это реальность, либо откровенный популизм. Вот обо всем этом и говорят сейчас в БФК, определяя структуру предстоящих ведомственных расходов.

Попутно выясняются и другие моменты: как и в каком количестве будут ремонтироваться школьные пищеблоки, спортивные залы и т. д. И. Козлов представляет план структуры будущих расходов по отдельным целевым программам и среднесрочным планам мероприятий, утвержденным постановлениями городского правительства: профилактика наркозависимости, поддержка детей-инвалидов, борьба с ВИЧ-инфекцией, развитие физкультуры и спорта, подготовка кадров для судостроения. Здесь везде предусмотрено конкретное участие комитета по образованию.

Поделились чиновники комитета с депутатами и своей заветной мечтой: сформировать и реализовать масштабную программу противопожарной безопасности во всех детсадах, школах, колледжах и ПТУ. Слишком уж большую угрозу представляют сегодня пожары, но на такую программу — с установкой повсеместно современных систем оповещения, с полной заменой пожарного оборудования и т. п., даже по самым скромным подсчетам потребуется до 2 миллиардов рублей. Эта сумма для будущего годового бюджета, разумеется, неподъемная. Но, по мнению В. Барканова и других депутатов, очень важно даже то, что в комитете видят сам масштаб и актуальность проблемы. А раз так, то рано или поздно в городе созреет и конкретный алгоритм ее решения.

— Вообще, — говорит председатель БФК, — мы убедились, что комитет по образованию довольно уверенно владеет проблематикой своей отрасли. Будущие расходы вы планируете вполне реально, может быть, в чем-то даже скромно. Что же, тем меньше, вероятно, будет нестыковок в будущих диалогах с финансистами. А депутатам ЗакСа уже сейчас нужно видеть, что в структуре будущих расходов не забыты адреса конкретных школ в наших избирательных округах — там, где нужен ремонт, где необходимо оборудовать новые компьютерные классы и т. д.

Когда И. Козлов с коллегами покидал кабинет БФК, там готовилась уже следующая аналогичная встреча — с представителями комитета по печати и связям со СМИ. Вот так последовательно через ЗакС проходят в эти августовские дни все отраслевые структуры исполнительной власти. Идет рутинная работа по прорисовке контуров будущего годового бюджета, который, как это и предусмотрено действующим законодательством, осенью будет официально вноситься в собрание. И чем дольше просидят депутаты над набросками финансового плана в эти жаркие дни своих каникул, тем меньше вопросов к бюджету возникнет у них потом. А значит, меньше будет всяких ухабов на пути его своевременного утверждения в качестве закона, обязательного к исполнению.

Александр Рабковский

Мариинский политтеатр: Депутаты пишут законы и письма президенту  »
Юридические статьи »
Читайте также