Станет ли наш червонец гарантией комфорта и безопасности? Проект нормативного акта о наземном общественном транспорте ушел из Смольного в Мариинский дворец

Городской закон 2000 года, по которому сегодня функционирует весь петербургский наземный общественный транспорт, по мнению чиновников Смольного, уже заметно устарел. А потому вчера на заседании правительства председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Владимир Бланк представил проект нового нормативного акта, с помощью которого власти намерены регулировать работу наших автобусов, трамваев и троллейбусов.

В числе законодательных новаций предлагается, в частности, ужесточить требования по заключению государственных контрактов на перевозки пассажиров, ликвидировать, как этого требует российская правовая база, деление маршрутов на социальные и коммерческие. Последнее, как пояснил председатель комитета по транспорту Александр Дацюк, проявляется в том, что в конкурсах на право возить пассажиров (надо полагать, и за одну и ту же плату) автобусами на равных одновременно участвуют и государственные предприятия, и частники.

Сразу заметим, разница между социальным транспортом и коммерческим исчезает в городе де-факто — после новогоднего повышения тарифов. Другое дело, какое влияние дополнительные три рубля, вынутые из наших карманов, окажут на качество перевозок. Хочется верить, что оно улучшится. Но ведь точно так же верили мы в это, когда начинали вместо 6 рублей за проезд выкладывать 7...

Как раз на необходимость повышать это самое качество — путем сокращения интервалов между рейсами, повышения комфорта и гарантий безопасности пассажиров — упирали все выступавшие на вчерашнем заседании правительства. В представлении В. Бланка схема работы наземного общественного транспорта в общих чертах выглядит так: хозяином маршрутной сети является город. На каждом маршруте утвержден тип средства перевозок пассажиров: например, автобус вместимостью не менее определенного количества человек. Если какая-то фирма захотела выйти на тот или иной маршрут, она заявляется на конкурс. Там, естественно, свои критерии отбора. Выиграли — работайте на здоровье, но под постоянным жестким контролем.

Для такого контроля решено создать в системе наземного транспорта специальное государственное учреждение, призванное выполнять функции организатора перевозок. Именно это ГУ будет следить за техническим состоянием подвижного состава, за правильностью сбора платы за проезд и т. д. Ведь, как заявил В. Бланк, сегодня у нас есть еще случаи изготовления поддельных билетных рулонов или невыдачи пассажирам проданных билетов. А по мнению А. Дацюка, главным контролером будут прежде всего сами пассажиры. Надо понимать, если что в автобусе, трамвае или троллейбусе не так, то будем тут же сообщать в новое ГУ, отвечающее за организацию перевозок.

В Смольном искренне считают, что только при такой системе можно реально приблизиться к заветной мечте, когда на каждой остановке будет висеть информация о максимально допустимых интервалах между рейсами и водители подвижного состава будут их свято соблюдать. Не совсем понятно, однако, как все это будет реально стыковаться хотя бы с пресловутыми пробками на наших дорогах, когда в час пик тот же трамвай и хотел бы, да не может проехать через перекресток и на пять зеленых сигналов светофора подряд.

А еще чиновники полагают, что жесткая конкуренция между перевозчиками поможет сэкономить бюджетные деньги, отпускаемые сегодня транспортникам в виде дотаций. С одной стороны, для любой фирмы перспектива получить какую-то субсидию из бюджета выглядит заманчиво. А с другой, чем меньше ты просишь этих субсидий, тем больше шансов победить на конкурсе и выйти на заветный маршрут.

Председатель ассоциации перевозчиков пассажиров Алексей Блинов, правда, заметил вчера деликатно, что экономика тут отнюдь не главное: «Не скрывается ли за отказом от субсидий или даже за готовностью перевозчика платить в бюджет — есть и такие предложения на конкурсах — неспособность обеспечить должное качество и безопасность?». Вчера с этим никто на заседании правительства не спорил. Но ясно, что найти золотую середину между экономией бюджета и реальными интересами пассажиров на практике будет весьма непросто.

Как стало известно, в Законодательном собрании, куда направлен единогласно одобренный документ, есть уже альтернативный депутатский законопроект. И уже это одно свидетельствует, что в Мариинском дворце вокруг проблем оптимальной организации работы транспорта развернутся серьезные дебаты.

Александр Рабковский

Юридические статьи »
Читайте также