Вузам нужна независимая оценка Работодатели готовят рейтинг

СПб. Российская система профессионального образования страдает от отсутствия внешней оценки качества учебных программ и учреждений.

В рамках "Деловой России" мы сформировали экспертную группу специалистов. После ряда исследований и обсуждений мы с Министерством образования пришли к пониманию, что проблематика сферы образования всем представителям образовательного поля видится одинаково. В результате мы поняли необходимость общественно-профессиональных механизмов контроля и оценки качества профессионального образования России и взялись разработать подходы к формированию независимого рейтинга образовательных учреждений и программ с точки зрения работодателей. Как ни странно, в мире процесс рейтингования начался недавно. Лишь в 1983 г., 20 с небольшим лет назад, журнал U.S. News and World Report опубликовал первый ежегодный рейтинг лучших колледжей Америки. Позже эту инициативу подхватили издатели других стран. Всемирный рейтинг университетов начал составляться лишь в 2003 г. институтом высшего образования Шанхайского университета Jiao Tong.

Выбор показателей имеет решающее значение при подготовке рейтинга. В России в этой сфере есть соответствующие приказы, в рамках которых определены разного рода критерии, подходы к методике. Например, есть критерий, оценивающий интеллектуальный потенциал, материально-информационную базу, социально-культурную базу. В нашем понимании существующая процедура высоко бюрократизирована. Она опирается на мнение экспертов и еще сильнее на различные показатели, сфокусированные на оценку собственного образовательного процесса, нежели на потребности рынка труда. Этот вакуум мы хотим заполнить своим рейтингом. Мы не единственные и не первые, мы будем взаимодействовать и опираться на опыт, существующий в стране, на те работы, рейтинги, которые осуществляются фондом Потанина, Ассоциацией технических университетов, Ассоциацией инженерного образования и пр.

Три года назад был принят закон о системе технического регулирования в России . Он разрушил старую систему сертификации и стандартизации. Сейчас работодатель, объединения, союзы работодателей и крупные предприятия формируют отраслевые стандарты. Этот процесс продлится десятилетия. Он будет развиваться и в сфере определения стандартов на образование: кто-то более продвинут, кто-то менее продвинут, но это не одномоментный процесс, который закончится к 2007 г. Но рассчитывать на то, что сначала бизнес сам сделает образовательные стандарты, а потом вузы, нельзя. Маркетинговые службы в вузах, если они есть, должны больше ориентироваться не на рекламу, не на работу со школами и школьниками и их родителями, а на потребности предприятий.

Николай Брусникин, первый заместитель председателя правления ОАО "Российские коммунальные системы", член Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия"

На заметку

Сейчас в мире публикуется более 20 рейтингов вузов

Существует два основных типа оценки:

- По системе итогового балла ("выпускные отметки")

- По конкретным дисциплинам, программам обучения

Источник: Николай Брусникин

Редакция

Игровые автоматы сыграли в прятки Арестованные "столбики" быстро вернулись в дело  »
Юридические статьи »
Читайте также