Самоуправление: Дать возможность делать самим

У нас закон о местном самоуправлении есть, а самоуправления - нет. Объясняется это многими причинами, в том числе рассуждениями об отсутствии привычки у наших людей самостоятельно решать свои проблемы, без письменных жалоб лично генеральному секретарю или теперь - президенту. Возможно, доля правды в этом есть, но в целом так оправдывать отсутствие самоуправления - значит откладывать этот вопрос на исторически неопределенные сроки. А откладывать нельзя: без местного самоуправления "селенья наши убогие" превратятся вовсе в нежилые территории, со следами "пикников на обочине".

Представляется, что отсутствие инициативы на местах связано не с давними надуманными традициями, а с безденежьем и организационными изъянами, присущими, кстати, всей нашей системе управления. Именно против этого, главного препятствия развитию самоуправления направлены законопроекты, разработанные комиссией под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. Сегодня и завтра их будет рассматривать Госсовет.

Один из законопроектов целиком посвящен местному самоуправлению, а другой вносит поправки и изменения в закон о принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Основное положение нового закона о местном самоуправлении - пересмотр сложившейся системы бюджетных отношений. Сегодня полномочия местного самоуправления на бумаге выглядят внушительно, но финансовых оснований для них нет. Финансирование местного самоуправления зависит только от личного отношения губернатора к мэру. То есть самоуправление подчинено губернаторскому самоуправству. Этим и объясняется удручающее состояние дорог, канализации, школ, больниц.

Местное самоуправление финансируется сегодня по остаточному принципу - по цепочке: федеральный уровень, затем региональный, а потом что останется. Как правило, ничего. Новый механизм межбюджетных отношений предусматривает иной подход к распределению бюджетных средств между уровнями власти. В основе этого подхода - разграничение полномочий каждого уровня власти, что дает возможность не только упорядочить государственное и общественное управление, но и определить, во что обходится пользование этими полномочиями в бюджетных рублях. И предлагается доходные источники бюджетов закреплять за властными этажами пропорционально "стоимости полномочий".

Это принципиальное положение законопроекта. Сегодня, например, распределение доходов между Центром и регионами считается справедливым, если поровну. Но по "стоимости полномочий" справедливым может быть соотношение 1 к 9 или 9 к 1. То же и в делении доходов между регионами и органами местного самоуправления.

Иначе говоря, федеральной власти, региональной администрации и местному самоуправлению полномочия делегируются вместе с деньгами. И личные отношения губернатора к мэру "финансово образующим фактором" перестают быть.

Связь полномочий с финансами оздоровит бюджетную сферу. Сегодня, например, бремя государственных обязательств составляет 6 трлн руб. при реальном обеспечении в 2,4 трлн руб. Перечень оплачиваемых полномочий сузит подогреваемую регионами бюджетную щедрость федеральных законов. Затормозится, например, социалистический по форме и вымогательский по содержанию рост числа ветеранов труда и льготников в регионах, денежное содержание которых покрывается доходами федерального бюджета. Те, кто плодят льготников, должны утешать свою сердобольность из собственных местных средств. Законопроект предусматривает децентрализацию полномочий - это касается и льготников, и ПТУ, количество которых растет в трудоизбыточных регионах.

В свою очередь вышестоящие власти - ни Москва, ни губернатор - не могут приписать муниципалитетам функций, сверх указанных в законе и наличествующих бюджетов. Не могут они вмешиваться и в расходование этих бюджетов. Запрещается направлять средства из вышестоящих бюджетов на финансовое выравнивание регионов и муниципалитетов вне оговоренного законом порядка. Эти запреты болезненны - их предусмотрено внедрять с 2005 по 2009 г. Но каждый субъект местного самоуправления должен знать, на что он может рассчитывать в финансовом отношении, а на что - нет.

Законопроект регламентирует и другой больной вопрос - банкротство территорий за долги. После судебного решения - по иерархии - в регион из Центра, в муниципальное образование из региона - может быть направлен кризисный управляющий. Он получит право временно ведать бюджетом.

Наводится порядок в территориальной организации местного самоуправления: оно будет не в каждой заимке или хуторе в два двора, а в крупных населенных пунктах. Предусматриваются сельские муниципальные образования - для организации межмуниципальных связей. Ныне этим без впечатляющих успехов занимаются районные власти. Сферы деятельности между различными муниципальными властями законопроект также разграничивает.

Если кратко выразить смысл предлагаемых законопроектов, то он сводится к следующему. У нас некоторые социальные законы продавливаются теми, кто сам их не исполняет: финансовые нагрузки сбрасываются в регионы, которые, в свою очередь, перекладывают их на муниципальные образования. Наоборот, регионы лоббируют социальные законы, финансовое обеспечение которых ложится на федеральный бюджет. По здравому смыслу решения должны принимать только те, кто будет их исполнять. В реорганизации местного управления новый закон этому здравому смыслу и следует.

Законопроекты позволят гражданам не просить милостыню у государства, а требовать от него создания условий, так чтобы непосредственно касающиеся их дела они смогли бы успешно делать сами. Тогда писать в Москву об отсутствии, скажем, бани в районе "пешей и транспортной доступности" будет незачем.

Автор - депутат Госдумы, заместитель руководителя фракции "Единство" Владислав Резник

Юридические статьи »
Читайте также