"Со Смольным мы сработались"

Десятилетие Законодательного собрания Петербурга в прошлом году было отмечено принятием рекордного количества законов и налаживанием тесных отношений со Смольным. О том, как сегодня взаимодействуют законодательная и представительная ветви власти Петербурга и что ждет городской парламент в ближайшее время корреспонденту «ПП» Алексею Травину рассказывает спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов.

«ПП»: В прошлом году взаимоотношения между ЗакСом и Смольным коренным образом изменились – от ставшего уже традиционным противостояния к активному сотрудничеству. Многие усматривают в этом угрозу самостоятельности городского парламента. Как вы оцениваете такую позицию?

Вадим Тюльпанов: Можно констатировать, что сегодня Законодательное Собрание непосредственно включено в систему управления жизнью города, оно больше не находится на обочине пути Петербурга. Для того, чтобы достичь этого, депутатам пришлось осознать необходимость сотрудничать с исполнительной властью и научиться избегать тона предвзятой и однообразной критики, которая как бы составляет обязанность представительного органа.

Напомню, что год назад депутаты почти безоговорочно поддержали все кандидатуры вице-губернаторов, представленных Валентиной Матвиенко. Тогда мы говорили о том, что это аванс новому губернатору, сейчас можно сказать, что с новым петербургским кабинетом в целом мы сработались. В результате приняты несколько качественных законов, не грешащих ни псевдодемократическим популизмом, ни бюрократической однобокостью. Например, законы «О порядке предоставления объектов недвижимости под застройку», «О налоговых льготах» и др.

Сегодня мы стараемся избегать соревнования в законотворчестве. Именно поэтому в июле мы подписали с губернатором Петербурга Совместный план законопроектной работы на 2004 – 2005 годы. В план включены 47 законопроектов, касающихся социальной защиты населения, поддержки предпринимательства, развития ЖКХ и привлечения инвестиций. Правда, этот план носит скорее стимулирующий, нежели регламентирующий характер. Думаю, что более детальное согласование нашей законотворческой деятельности будет происходить постепенно.

«ПП»: В настоящее время активно обсуждается вопрос о том быть ли городскому парламенту одно- или двухпалатным, сколько в нем должно быть депутатов, должны ли они избираться по партийным спискам или нет и т.п. Какой на Ваш взгляд должна быть структура законодательной власти Петербурга?

Вадим Тюльпанов: Я считаю, что будущее за парламентами, члены которых представляют жизнеспособные партии. Неделю назад я внес на рассмотрение городского парламента законопроект, предусматривающий введение пропорциональной системы выборов депутатов ЗакСа. Согласно проекту, 50 депутатов избираются по единому избирательному округу, включающему всю территорию Петербурга. Политическая партия или избирательный блок получит в парламенте число мест, пропорциональное количество голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты ЗакСа от этой партии или блока. Общее число кандидатов, выдвигаемых в составе партийного списка, не может превышать 53 человек.

Безусловно, нашим избирателям привыкнуть к новой схеме будет непросто. Однако тогда вернется истинное предназначение региональных депутатов – исключительно региональное законотворчество. Сегодня депутаты ЗакСа стараются вести в округах работу по благоустройству, держать на контроле каждую парадную. Но эти вопросы - прерогатива муниципальных коллег и принцип разделения властей должен работать и в этой сфере.

«ПП»: Согласно принятому недавно федеральному закону, новый глава Петербурга будет назначаться президентом России и утверждаться ЗакСом (под угрозой его роспуска, в случае двукратного отказа согласовать предложенную кандидатуру). Каковы на ваш взгляд плюсы и минусы такого порядка применительно к нашему городу?

Вадим Тюльпанов: Меры, предложенные президентом, конечно, беспрецедентны и многим покажутся прямым нарушением демократических принципов. Но, я считаю, что в интересах единства и безопасности государства мы можем подчинить президенту все, что угодно, не рискуя утратить демократические завоевания 90-х. Десять лет назад казалось, что все они прогрессивны, сегодня же приходится признать, что от некоторых из них остались лишь руины, которые можно и демонтировать.

Наверняка следующим шагом Президента будет укрупнение регионов. Сегодня, по большому счету, у каждой из территорий дефицитный бюджет, но если сложить их вместе, получится мощный ресурс. Уже можно выбирать какое-то главное направление и в него вкладывать деньги. Очевидно, сегодня это направление – государственная безопасность.

Еще предположу, что идея назначения губернаторов, навсегда искоренит соперничество исполнительной и законодательной ветвей власти на местах, так как утвердившие кандидатуру губернатора депутаты будут стопроцентно ответственны за каждый шаг главы региона. При этом я уверен в том, что, если предложенный Президентом кандидат на кресло губернатора Петербурга придется нам не по вкусу, мы не побоимся открыто об этом заявить.

ЗАКС ПРОТИВ СМОЛЬНОГО

КОНКУРСЫ НА ПЕРЕВОЗКИ

Смольный: обязательное условие - наличие у перевозчика собственных автобусов вместимостью более 90 пассажиров.

ЗакС: по мнению депутата Игоря Михайлова, требование иметь автобусы большой вместимости не создает условия для свободной конкуренции. Эксплуатация таких автобусов сегодня не рентабельна.

Итог для бизнеса: конкурс состоялся по правилам, предложенным Смольным. Половина перевозчиков не смогла им соответствовать.

РЕФОРМА ЖКХ

Смольный: частные компании, обслуживающие жилищный фонд, смогут составить конкуренцию государственным ОАО.

ЗакС: функции госзаказчика и подрядчика по-прежнему будут монополизированы, проконтролировать эффективность использование собранных с населения средств будет невозможно, - считает депутат Сергей Андреев.

Итог для бизнеса: подводить итоги можно будет по результатам конкурсов на обслуживание объектов жилищного фонда, которые должны начаться в ближайшее время.

ЛЬГОТЫ ПО АРЕНДЕ

Смольный: необходим избирательный подход к предоставлению льгот. Предложено оставить 6 из 22 категорий льготников. Льготы будут даваться в пределах сумм, заложенных в бюджете.

ЗакС: депутат Сергей Андреев разработал альтернативный вариант закона о порядке предоставления льгот по арендной плате, оставлено 16 категорий льготников.

Итог для бизнеса: независимо от того, какой вариант законопроекта в результате станет законом, большая часть бизнеса и так уже не является льготниками.

Иногда лучше говорить, чем молчать  »
Юридические статьи »
Читайте также