Технический недосмотр

Уже через год правительство намерено передать функции техосмотра автомобилей от ГИБДД частным фирмам

Уже в будущем году люди в погонах не будут проводить техосмотр автотранспорта, на их место придут работники частных автосервисов, получившие специальную лицензию

Может случиться так, что уже в следующем году российские автолюбители будут проходить техосмотр не в государственной автоинспекции, а в специализированных частных компаниях. Принципиальное решение на сей счет в правительстве принято, да и в самом ГИБДД (ГАИ) также признают, что готовятся сложить с себя полномочия по проведению техосмотра предположительно в октябре 2004 года. Однако каким будет новый порядок прохождения ТО, ни в правительстве, ни в ГАИ еще не знают - соответствующих документов пока что нет. Но уже появились опасения, что новые правила понравятся автовладельцам еще меньше, чем прежние.

Предварительное решение "отнять" у ГАИ техосмотр было принято еще летом, когда правительственная комиссия по административной реформе составляла перечень "избыточных" функций госорганов. Правительство предлагает передать право на техосмотр частным компаниям, занимающимся автосервисом и имеющим специализированное профессиональное оборудование. "Техосмотр будут проводить те компании, которые получат соответствующую аккредитацию. Скорее всего ее будут выдавать в Министерстве транспорта. Органы государственного управления должны создать условия и выработать правила аккредитации, а также осуществлять надзор за их деятельностью", - пояснил вице-премьер Борис Алешин.

В принципе ничего плохого, а тем более необычного в том, чтобы отобрать техосмотр у ГАИ, нет. Это обычная мировая практика. Правительство собирается ввести в России систему ТО подобную той, которая уже много лет действует в Германии. Там техосмотр проводят частные лицензированные фирмы TUV и DEKRA. В Англии техосмотром также занимаются частные компании, а в Италии - как частные, так и государственные структуры. Вопрос в том, как западный опыт привьется в России. В ГИБДД идея передать ТО в частные руки восторга не вызвала. "При проведении техосмотра государство получает данные о количестве имеющихся транспортных средств, о марках машин, о годах эксплуатации, а также об их техническом состоянии. Помимо этого, во время ТО выявляется статистика транспорта, задействованного для нужд обороны. При техосмотре ГИБДД выполняет и правоохранительные функции: сверку номеров агрегатов, машины "пробиваются" на угон по различным базам данных, водитель проверяется на предмет наличия у него прав и медицинской справки. А у частных компаний и прав, и возможности делать это просто нет. Если передать техосмотр в руки негосударственных структур, то ситуация с "криминальными" машинами резко обострится", - считает заместитель начальника главного управления ГИБДД генерал-майор Владимир Швецов.

В правительстве к такой точке зрения относятся скептически. В 2002 году из 25 миллионов автомобилей, прошедших техосмотр, угнанных обнаружилось всего 2 тысячи, то есть менее 0,01 процента. Угонщики на заведомо "грязных" машинах техосмотр не проходят, а пытаются сбыть "паленый" товар как можно быстрее. Страдают, как правило, добросовестные приобретатели подержанных иномарок, которые имели несчастье купить угнанную за границей машину. Кстати, в Европе проблема проверки автомобилей на угон при прохождении ТО вообще не стоит. И вовсе не потому, что машины там не угоняют. Угоняют еще как! Но, например, во Франции дорожная полиция выявляет нарушения ПДД, оказывает помощь на дорогах, а вот угонами не занимается - это сфера деятельности криминальной полиции. У нас же ГИБДД занимается всем, чем только можно: и нарушениями правил движения, и разбором аварий, и техосмотром, и регистрацией... Переизбыток функций у одного ведомства, естественно, сказывается на качестве работы.

Кроме того, сегодня ГИБДД не хватает помещений и оборудования. "В прошлом году техосмотр со всеми средствами диагностики прошло менее 40 процентов автомобилей. Это при том, что ГАИ уже привлекает коммерческие пункты диагностики машин - в прошлом году их было 980. Для сравнения: государственных станций ТО было задействовано лишь 112", - сообщил Владимир Швецов.

Ни для кого не является секретом и существующая система поборов. Сейчас официальная стоимость техосмотра составляет порядка 500 рублей. Но на самом деле талончик без проблем можно приобрести за 50-200 долларов. Цена колеблется в зависимости от региона России и марки автомобиля, в Москве, естественно, "беспроблемный" ТО дороже всего. Премьер-министр Михаил Касьянов достаточно дипломатично, но при этом внятно высказался по этому поводу: "Граждане жалуются на то, что есть, скажем так, намеки на поборы и прочее". Имеются и претензии к качеству техосмотра: к эксплуатации нередко допускаются автомобили, которые уже давно должны были быть сданы в металлолом, однако и у них имеются талоны об успешно пройденном ТО. В правительстве все это прекрасно знают, и, похоже, именно недовольство нынешней работой ГАИ убедило чиновников в необходимости передать техосмотр частникам.

Однако пока что у российских граждан новая правительственная инициатива вызывает много вопросов. Кто будет лицензировать компании, занимающиеся ТО? Наиболее вероятным вариантом является такой: выдачей лицензий соответствующим структурам займутся Министерство транспорта или специальная транспортная компания, которая скорее всего также будет аккредитована при Минтрансе. Но окончательное решение пока не принято.

Будет ли к процессу прохождения техосмотра в той или иной степени привлекаться ГАИ? Если после частного техосмотра придется ехать в МРЭО за еще одной справкой (об угоне), то, кроме головной боли, новые правила автолюбителям ничего не добавят. Вместо одной очереди предстоит стоять в двух.

Но главное другое: кто реально будет техосмотр проводить? Точно так же, как не хватает помещений и оборудования ГИБДД, не хватает их и частному сектору. Хороших автосервисов с современными диагностическими стендами и квалифицированными мастерами мало. Все владельцы автосервисов жалуются на дефицит кадров: найти хорошего механика непросто, поэтому чаще всего берут кого попало. Текучесть кадров в этом бизнесе огромная: клиенты жалуются и нерадивых работников приходится увольнять. Но они тут же находят новое место и продолжают уродовать машины.

Чтобы получить лицензию, претендентам придется на первых порах значительно потратиться - стоимость необходимого оборудования оценивается в 50-70 тысяч долларов. Проблема в том, что такая дорогостоящая техника может оказаться не по карману мелкому бизнесу, а именно в этот сектор экономики государство хочет передать ТО. На рынок могут прийти 2-3 крупные структуры, которые попросту начнут проводить согласованную тарифную политику, то есть монополизируют техосмотр. В правительстве уверяют, что Министерство по антимонопольной политике проследит, чтобы этого не произошло, но тем не менее такая угроза существует. Конечно, в крупных городах желающих поучаствовать в новом бизнесе найдется немало, и никто не станет необоснованно задирать цены. Клиенты просто придут на другой пункт ТО. Однако в небольших городах, где будет всего пара-тройка станций ТО, вероятность сговора весьма велика.

Но дело не только в цене собственно ТО. У частников появятся и другие возможности выкачивать из клиентов деньги. Например, механики могут начать придираться по мелочам и предлагать автолюбителям устранить все недостатки на "дружественной" фирме. Под угрозой непрохождения ТО. Тут уже никакой контроль за ценами не поможет. Справедливости ради следует отметить, что и в Германии специалисты TUV предлагают автолюбителям, которые проходят у них техосмотр, устранить неполадки в их же автосервисах. Но этот вид услуг там никто не навязывает, хотите - ремонтируйтесь в том сервисе, где вам удобнее. Важен результат: неисправность должна быть устранена, в противном случае машину на дорогу никто не выпустит. Но особенности национального российского бизнеса способны полностью извратить западную модель.

Однако навязывание услуг автосервисов или монополизация рынка техосмотра - это полбеды. Беда, если частные техцентры начнут торговать талончиками, как это делают сегодня некоторые недобросовестные гаишники. А думать, что такое может случиться, есть все основания. Наглядный пример - ситуация со справками "водительской" медкомиссии. Сегодня никто медосмотр не проходит: справки выписывают всем, причем чаще всего заочно. При поступлении в автошколу будущий водитель помимо собственно платы за обучение вносит около 300 рублей за справку и забывает о ней. Когда придет время сдавать экзамены, "документ" уже будет готов. На каждом столбе висит ворох объявлений с предложениями по выдаче этих справок, за деньги на дорогу выпустят любого - и шизофреника, и алкоголика, и слепого. Никто не принуждает приносить справку из психдиспансера, из наркодиспансера и проверять зрение (все это обязательные условия получения справки). Деньги на бочку - и бумажка у вас в кармане! Как власти намерены бороться с торговлей талончиками? В ГИБДД по этому поводу обиженно молчат: мол, отбираете у нас техосмотр, так и думайте теперь об этом сами. То есть механизм контроля должно разработать правительство. Там над этим уже думают. Например, если выяснится, что заключение данной конкретной станции о техническом состоянии машин не соответствует действительности, лицензию у нее отнимут. Это раз. Во-вторых, власти надеются, что участники рынка будут стучать друг на друга, то есть сигнализировать о своих коллегах-конкурентах, у которых за деньги можно все что угодно. Правда, стукачей у нас в стране не очень любят и при случае с ними достаточно жестоко расправляются... Так что и здесь западный опыт (за границей доносительство в порядке вещей) может не прижиться. Но главная надежда - о чем "Итогам" (строго на неофициальном уровне!) поведали в правительстве - справиться со злоупотреблениями в частном секторе все же будет гораздо легче, чем с круговой порукой в среде людей, профессию которых в народе любовно называют "продавцы полосатых палочек". Однако российские реалии таковы, что просто так, "под кальку", скопировать ту же немецкую систему прохождения техосмотра скорее всего не получится: в стране нет для этого соответствующей инфраструктуры. Впрочем, те же проблемы имеются практически во всех отраслях экономики. Достаточно вспомнить страхование вкладов населения или ту же "автогражданку" - на Западе все это давно работает, а у нас подобные программы либо буксуют, либо вовсе отсутствуют.

Если под лобовым стеклом автомобиля нет талончика техосмотра, автомобиль могут поставить на штрафную стоянку: это не российское изобретение, так практикуется во всем мире

Нильс Иогансен, Кирилл Пальшин

Юридические статьи »
Читайте также