Чиновник не может быть лоббистом!

Казалось бы, парламентские каникулы, а председатель комитета по законодательству ЗакСа Санкт-Петербурга Игорь Михайлов, и без того весь год инициировавший множество законопроектов, не устает заявлять о себе.

Вот только в июле-августе он высказался за введение в Петербурге должности госсекретаря, разработал порядок оформления служебных командировок для госслужащих, предложил существенно увеличить пенсию городским долгожителям и информировать жителей города о временном ограничении движения на дорогах... Среди законопроектов нынешнего лета - порядок распределения прибыли ГУП, идущей в бюджет города, предложение укрупнить Уставные суды, ввести лоббирование в цивилизованное русло... "Летние каникулы - это время для обдумывания наработанных идей и проектов во время сессии, когда стержень гелевой ручки исписывается в одну неделю", - объяснил свою активность Игорь Михайлов, согласившийся приехать в редакцию "СПб Курьера", чтобы дать интервью для читателей нашей газеты.

- С чего вдруг появилась идея ввести лоббизм в цивилизованное русло в отдельно взятом регионе, насколько я знаю, федеральный закон о лоббировании так и не принят?

- Суть законопроекта "Об ограничении лоббистской деятельности в Санкт-Петербурге" такова: устанавливаются правила игры для лоббирования чьих-либо интересов в коридорах петербургской власти. Во многих странах лобби - это один из институтов общества, в США с 70-х годов существуют специальные конторы (официально зарегистрированные), которые берут на себя лоббирование интересов большого бизнеса, общественных организаций или заинтересованных лиц. В России отсутствие законодательного регулирования этой деятельности стимулирует рост коррупции. Догадываетесь, почему нет до сих пор федерального закона?

Лоббист не гарантирует стопроцентного результата, но он обязан гарантировать правильное движение проекта, что означает: пробиваться во все необходимые инстанции, убеждать их, но-в рамках действующего законодательства. И, что важно, - чиновник не может быть лоббистом!

Я предлагаю выделить отдельную категорию людей, именуемых лоббистами. Все они будут регистрироваться - при ЗакСе или в Смольном, таким образом будет обеспечиваться открытость лоббистских процессов. Социальную ответственность за действия лоббистских контор должны нести органы власти, ведь лоббист может совершать как открытые действия, так и закрытые, о которых вряд ли будет сообщать заказчику. Например, лоббистская структура, продвигая заказ некой фирмы, дает взятку нужному чиновнику. Если это раскроется (а закон этому будет способствовать), то все закончится скандалом и провалом проекта. Впредь с такой нечистоплотной лоббистской конторой вряд ли кто будет иметь дело. И с чиновником все ясно... Но, думаю, судьба моей законодательной инициативы будет непростой, ведь в ЗакСе и Смольном уже давно сложились группы лоббирования: у нас их интересуют законопроекты, а в правительстве - разного рода ресурсы: земля, налоги, здания... Осенью законопроект будет внесен в парламент, посмотрим...

- Эта ваша инициатива малопонятна избирателям, поймут ли они вас?

- Считаю, что избиратели в Петербурга способны правильно оценивать и эти документы, наводящие порядок во взаимоотношениях власти и бизнеса. Тем более что лоббирование касается и избирательных кампаний, и социальных вопросов. Сейчас в работе находится проект Социального кодекса, который позволит начать плавную реорганизацию всего социального блока в Санкт-Петербурге. Цель Социального кодекса - финансировать не органы власти и коммерческие структуры, предоставляющие услуги населению, а отдельно взятого гражданина, у которого будет некий универсальный платежный документ, вероятнее всего, пластиковая карточка. На эту карточку в зависимости от социального статуса (инвалидность, заслуги перед государством и т. д.) человеку и будут перечисляться положенные ему пособия и субсидии и он сам будет выбирать, как ими распорядиться. Такой порядок социальной защиты населения, к примеру, исключает ту вакханалию с поставками льготных лекарств, которую организовал нам господин Зурабов и его протеже из фармацевтического бизнеса. Социальный кодекс - это свод правил, описывающий всю социальную сферу, все социальные стандарты, увязывающий их воедино, как в ФРГ, где Социальный кодекс - это 10 толстенных томов. В Петербурге же это тысячи различных, порой не связанных между собой документов, принятых в разные годы. Сейчас Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Петербурга проводит работу по подсчету и экономическому обоснованию социальных стандартов, которые лягут в основу Социального кодекса.

- Совсем недавно вы заявили, что ни к чему иметь Уставные суды в каждом субъекте Федерации, а правильнее сделать их окружными, то есть по одному в 7 федеральных округах.

- В последнее время Уставный суд Санкт-Петербурга, не имеющий права вмешиваться в федеральное законодательство, стал это делать на уровне правоприменения, то есть на свой лад толковать те или иные статьи федеральных законов. А законы у нас пишутся таким образом, что потом получается всем известное: два юриста и... три мнения. Конечно, ни один закон не может предусмотреть всех нюансов, которые подбрасывает жизнь. Поэтому очень важны этика и профессиональная добросовестность юристов и судей. А кто судьи нынешнего Уставного суда? Это группа людей, спекулирующих государственными интересами, отказавшихся от изначально взятых на себя политических обязательств. Вся борьба подчас ведется ради высокой зарплаты, мобильного телефона и персонального автомобиля.

В России три закона регулируют судебно-процессуальную деятельность: о судейских сообществах, о судебной системе и о статусе судей. Но они совершенно не стыкуются, закон о судебной системе не очень внятно описывает предметы ведения Уставных судов, что заранее провоцирует спорную ситуацию, превращая их в дубину для исполнительной власти. В принципе, можно, наплевав на Конституцию, даже на уровне правоприменительной практики превратить Петербург в отдельную экономическую зону. В Уставный суд должны обращаться только губернатор, парламент и судейский корпус, так как это государственная машина и речь идет о целостности российского государства. Мы пытаемся построить гражданское общество, и если формировать Уставные суды только на уровне федеральных округов, это позволит, не опошляя идеи демократии и гражданского общества, создать механизм, через который любой человек мог бы действительно отстаивать свои права.

Что такое Конституция РФ или Устав Санкт-Петербурга? Это социальный договор. Но наступило время провести ревизию социального договора 1993 года, так как существенно изменились реалии. Нужно внести изменения в Конституцию, в частности, закрепить федеральные округа как территориально-административные единицы, а сейчас это просто управленческие рычаги. Нужен новый социальный договор, необходимо выстроить и иное уставно-конституционное правосудие, внеся изменения в судебный раздел Конституции. Это заодно снимет и другую проблему - невозможность участия Владимира Путина в президентских выборах 2008 года: у политической элиты и общества появляется возможность всерьез, на законных основаниях обсуждать, насколько реальна и необходима возможность для президента остаться на третий срок.

Людмила Тимофеева

Пять вето в разгар лета  »
Юридические статьи »
Читайте также