Подрядчики отрицают прозрачность В системе видят субъективность и коррумпированность

СПб. "ДП" провел телефонный экспресс-опрос руководителей фирм - поставщиков горзаказа 2006 г.

Им предлагалось ответить на вопросы:

1. "Как Вы оцениваете существующую систему распределения горзаказа с точки зрения а) эффективности, б) прозрачности?"

2. "Чего Вы ожидаете от новых правил?"

Даже среди тех, кто уже продает городу свои товары и услуги (некоторые победили на конкурсе, другие были выбраны без альтернативы), оценка конкурсного механизма достаточно низкая.

Сергей Гуз, генеральный директор ООО "РОТЭК" (поставки копировальной и множительной техники):

1. а) Существующая система однозначно неэффективна, так как основным критерием является низкая цена. Хорошие, качественные товары и услуги не могут быть дешевыми. Это аксиома. Часто участники конкурса указывают заведомо низкие цены, чтобы выиграть конкурс. Выиграв, путем махинаций пытаются повысить эти цены, ставят новые условия с целью сделать заказ прибыльным для себя.

б) Система распределения горзаказа очень коррумпированная. Зачастую заключаются договоренности за пределами тендера, а сам конкурс подстраивается под конкретного подрядчика. Честно выиграть такой конкурс просто невозможно.

2. Во-первых, возможности честного участия. Во-вторых, очень хочется, чтобы основополагающим условием для победы являлись качество товаров и услуг, предоставляемых подрядчиком. Организаторы конкурсов должны наконец-то понять, что "мерседес" по цене "запорожца" не купишь.

Александр Козлов, АТК "100" (грузовой автотранспорт):

1. а) Сложно назвать существующую систему эффективной. Есть много недочетов. В процессе реализации горзаказа возникают сложности. Плановые цифры не всегда стыкуются с фактическими. В результате чего у города скопилась кредиторская задолженность перед компаниями-подрядчиками. Это негативно сказывается на развитии предприятий и является одной из проблем, которые отталкивают их от участия в выполнении горзаказа.

б) При рассмотрении того или иного подрядчика комиссия, естественно, учитывает какие-то личностные отношения, уже наработанные связи. В первую очередь рассматриваются свои компании. А в результате сложно попасть даже в список претендентов на получение заказа, не говоря уже о победе.

2. Более взвешенной и дальновидной политики, ликвидации монополии. Хотелось бы, чтобы город рассматривал в качестве подрядчиков не только две-три крупные организации.

Максим Морозов, коммерческий директор ООО "Лапин Энтерпрайз" (реставрационные работы):

1. а) Если рассматривать ее с той точки зрения, что новый закон предусматривает систему отбора подрядчиков по минимальной цене. (Кто меньшую сумму предложит, тот и выиграл.) Однозначно необходим квалификационный отбор. Может получиться так, что скупой платит дважды. Как правило, минимальная цена предусматривает и качество в том же диапазоне. Часто выполненную работу необходимо переделывать. Об эффективности в этом случае говорить не приходится. Потому конкурсы должны выигрывать те подрядчики, которые качественно выполняют свою работу.

б) Трудно сказать.

2. Все аспекты закона не изучал. Если выбор подрядчика будет происходить по принципу "кто меньшую цену заявит", то ничего хорошего ожидать не стоит.

Борис Паршков, директор ООО "Медкомплекс" (поставки медицинских инструментов и расходных материалов):

1. а) С одной стороны, она функционирует неплохо. С другой, не хватает определенной ясности в документах. Так, например, совсем недавно мы проиграли конкурс из-за простого недоразумения. По условиям у фирмы, претендующей на победу, уже должны быть заключены договоры на сумму не менее 50% от заявленного лота. Такие заказы у нас есть. Однако в документах не прописано четко, что необходимо указывать заказы именно на эту сумму. Не зная этого, мы предоставили договоры на меньшую и проиграли.

б) Сложно говорить о прозрачности, когда наблюдается постепенное целенаправленное отсеивание мелких и средних поставщиков. Городским властям выгоднее работать с крупными. Им и карты в руки дают.

2. Ничего нового от нового закона я не ожидаю. В последнее время на рынке появляются такие компании, которые на конкурс в документах указывают цены ниже закупочных. Бороться с ними практически невозможно. То, что их кто-то лоббирует, не вызывает сомнений, так как на рынке подобных цен просто не существует. Остается надеяться, что обязательства со стороны заказчиков будут выполняться добросовестнее. Например, в мае прошлого года наша фирма выиграла конкурс в Невском районе. А официальный договор с нами был подписан лишь в сентябре. В итоге мы смогли продать в лучшем случае около 50% от запланированного объема оборудования.

Галина Русинова, генеральный директор ООО "ТИС-СПб" (организация праздников и досуга):

1. а) Я считаю, что горзаказ - это необходимая и эффективная вещь. Безусловно, совершенству нет предела, и, возможно, можно придумать более продуманную систему. В любом случае, если бы не было той системы, которая существует, в городе монопольно действовали бы несколько компаний. Сегодня монополии в сфере организации досуга и отдыха не существует.

б) Моя фирма участвует в конкурсах, сумма заказов которых не превышает 1 млн рублей. Исходя из опыта, все проводится достаточно честно и прозрачно. Что происходит в конкурсах на более значительные суммы, мне сложно сказать.

2. Улучшения информирования подрядчиков и поставщиков о проведении конкурсов. Естественно, большей прозрачности и возможностей расширения числа участников в конкурсе на горзаказ.

Директор предприятия, пожелавший остаться не названным (производство металлоизделий):

1. а) Ни о какой эффективности говорить нельзя. Горзаказ - это миф. Он существует только в качестве кормушки для своих. Я 11 лет участвовал в конкурсах и ни разу не побеждал. Но при этом моя компания выполняла работы по изготовлению деталей и оборудования для горзаказа. Эти работы нам заказывали фирмы, выигравшие его.

б) О прозрачности вообще говорить смешно. Недавно я все же участвовал в конкурсе на получение тендера. Кроме моей фирмы были представлены еще две. Они материально и технически не соответствовали требованиям конкурса. Однако победила фирма, которая не имела даже производственной базы. В результате она сорвала все сроки и обратилась с заказом производства нужного товара к нам.

2. Ничего. Вообще не собираюсь участвовать в конкурсах на получение горзаказа.

Хотя председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк пропагандирует петербургские конкурсные нормативные документы на всю страну, участники конкурсов знают, что бумага - одно, а практика - другое.

На заметку

- Новый закон , регулирующий систему госзаказа, содержит ряд антикоррупционных мер. Об их эффективности судить пока преждевременно, но проблемы госзаказчикам и поставщикам они создают уже сейчас.

- Строго фиксированной является цена закупки, она заключается на весь период поставки и может изменяться в ту или другую сторону только на 5%, тогда как скрытая инфляция в России достигает 15% в год. При этом возможность заключения дополнительных соглашений, в которых можно было бы более гибко определить цену поставки и предусмотреть другие непредвиденные обстоятельства, исключена.

- Отменены квалификационные требования к поставщикам, то есть критерии, на основании которых из нескольких участников конкурса выбирался один.

- Закон исключает применение такого критерия, как количество товара на лимит финансирования. Но в условиях тотальной нехватки средств на социальную сферу, особенно в сфере закупок продуктов питания, госкомиссии вынуждены будут идти на нарушения антимонопольного законодательства.

Свиридова Вера

Государство играет в купи-продай Приватизации подлежат неэффективные предприятия, а госсобственностью становятся стратегические и высокодоходные  »
Юридические статьи »
Читайте также