Мелким приказали удалиться? Новые правила игры, выгодные крупным торговым сетям, сотрясают алкогольный рынок

Северная торгово-промышленная палата совместно с отделом лицензирования и контроля за оборотом алкогольной продукции департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области провела семинар-совещание с предпринимателями, осуществляющими торговлю алкогольной продукцией, и представителями муниципальной власти, которые курируют развитие потребительского рынка на подведомственной им территории

Более 110 человек собрались на это мероприятие со всей области. И такой интерес предпринимателей вполне объясним. Ведь семинар «Регулирование рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Мурманской области» был посвящен изменениям, которые внесены в законы и законодательные акты, затрагивающие вопросы торговли этой продукцией. А новые правила игры на алкогольном рынке, вступившие в силу с 1 января 2006 года, не могут быть реализованы в полной мере из-за отсутствия большого числа подзаконных актов и из-за ряда противоречий, заложенных в 102-м и 209-м федеральных законах.

Напомним, что изменения в региональные законы были внесены 21 июля 2005 года, ряд положений уже вступил в силу с 1 января 2006 года, а некоторые нововведения начнут действовать с 1 июля 2006 года.

Самая большая проблема, с которой столкнулись и производители алкоголя, и контролирующие ведомства, - нанесение штрихкода на спецмарки с дальнейшим занесением информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

По информации Федеральной таможенной службы, «программные средства для нанесения штрихкодов в полном объеме не сформированы, не принято решение, кто конкретно будет администрировать ЕГАИС». Сама система в соответствии с законом начнет действовать в полной мере только с 1 июля 2006 года.

Торгово-промышленная палата РФ провела независимую экспертизу соответствия Федерального закона N 102-ФЗ требованиям ВТО, на которые ссылаются его разработчики. Получено официальное заключение, что данный закон с точки зрения защиты здоровья населения от некачественной алкогольной продукции не соответствует требованиям ВТО.

Есть еще одно соображение, которое взволновало участников алкогольного рынка Мурманской области. Они считают, что новый закон ущемляет интересы предпринимателей малого бизнеса в пользу крупных сетевых структур. Мало кто выдержит новые условия: уставный капитал, лицензия, предоплата, предварительная подача деклараций - все это выльется в расходы под миллион рублей. Каждодневное поступление алкогольной продукции предпринимателю надо будет показывать в электронной базе, а к этому не все готовы даже технически.

Как утверждают мурманские предприниматели, чиновники ратуют за то, чтобы остались аккредитация и проверка качества, ради сохранения возможности брать взятки. В итоге всех этих «мер» розничный рынок в ближайшее время может сократиться до 80%.

К сожалению, усугубляет негативное влияние Закона N 102 и региональное законодательство. Изменения, принятые законом Мурманской области N 711-01-ЗМО от 26.12.2005 , ударят по предприятиям малого бизнеса в сфере розничной торговли и общественного питания, а это в основном семейные предприятия.

Теперь на законных основаниях вести торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией будут иметь право только юридические лица. Это значит, что индивидуальным предпринимателям, занятым в этой сфере, придется сворачивать свой бизнес, либо открывать ООО.

Пройти такую процедуру непросто: время и деньги требуются немалые! Достаточно сказать, что согласно установленной сегодня региональной норме уставный фонд такого предприятия на момент оформления лицензии должен составлять не менее 300 тыс. руб.!

Возникает вопрос: как будут при таких требованиях выживать предприниматели, обеспечивающие продуктами жителей отдаленных и малых населенных пунктов? Если индивидуальный предприниматель не сможет к обозначенному законом сроку внести в уставный фонд вышеназванную сумму, а затем еще и заплатить лицензионный сбор в сумме 50 тыс. руб., и одновременно оборудовать и оснастить в соответствии с новыми требованиями свое предприятие, то торговля у него будет парализована.

На взгляд предпринимателей, подходы к вопросу в субъектах Федерации могут быть и более лояльными. Например, в других регионах дифференцирован размер уставного фонда для предприятий, расположенных в городской черте и сельской местности, а также по категориям предприятий. Кроме того, стоимость лицензий намного ниже.

В связи с этим участники семинара решили обратиться с просьбой к правительству Мурманской области и депутатам областной думы вернуться к рассмотрению законов N 711-01-ЗМО от 26.12.2005, N 717-01-ЗМО от 26.12.2005 и определить приемлемые параметры уставного фонда для предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории области в зависимости от места нахождения предприятия, а также пересмотреть размер лицензионного сбора.

Вера Репина

Страны Балтии мечтают о реванше  »
Юридические статьи »
Читайте также