С кочки на кочку

Ни федеральная целевая программа, ни усилия региональных властей не нормализуют ситуацию на дорогах, пока за организацию дорожного движения в целях его оптимизации не отвечает никто

Власти в очередной раз вспомнили о дорожном движении. Правительство России, озабоченное главным образом ростом числа аварий, только что утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» . Петербургских чиновников волнует другое – недостаток парковок, по количеству которых мы якобы в 20 раз отстаем от сравнительно небольшого Хельсинки. Эта тема недавно обсуждалась на заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания города.

Как сообщает газета «Деловой Петербург», председатель петербургского Комитета по транспорту Александр Дацюк нашел выход из трудной ситуации: «Сейчас мы совместно с Юридическим комитетом готовим предложения по изменению федеральных законов, которые дадут возможность ограничить въезд в центр, а также запретить бесплатную парковку на особо загруженных улицах. Такие меры позволят заинтересовать инвесторов и привлечь их к реализации проектов строительства парковок и временных паркингов». Интересно, а куда должны девать свои автомобили жители «особо загруженных улиц», которым не хватает места во дворах, в ожидании новых парковок?

Что касается ограничения въезда в центр, предусмотренного, кстати, недавно принятым Генпланом то эта мера действительно практикуется в европейских мегаполисах. Однако ее эффективность в Петербурге будет гораздо ниже, чем в Европе: пробки из центра переместятся на близлежащие территории (впрочем, пробки там есть и сейчас, а после запрета въезда к центр их размеры и число значительно возрастут), так что проехать по городу по-прежнему будет очень трудно. В европейских городах эта проблема смягчена тем, что тамошние власти помимо ограничения на въезд в центр занимаются организацией дорожного движения в целях его оптимизации. У нас же такая деятельность даже не предусмотрена законодательством. И потому ни федеральные, ни региональные власти упорно не желают этим серьезно заниматься.

Мы подробно писали (см., например, «Эксперт С-З» №40 от 24 октября 2005 года) и об этой проблеме, и о ее последствиях – хаосе на дорогах, увеличении количества и величины пробок. Подтверждения нашей правоты встречаются на каждом шагу. Например, как сообщает ресурс Лента.ру, на одном из заседаний столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков раскритиковал городское ГИБДД, которое, по его мнению, не принимает достаточных мер для регулирования дорожного движения. «Вы не организовываете движение, а делаете все, чтобы создать огромные пробки… Случись небольшая авария, и весь транспорт – пассажирский и частный – стоит», – сказал столичный градоначальник. Он назвал методы работы ГАИ «дедовскими» и заявил, что готов выделить деньги для технического оснащения Госавтоинспекции. Лужков предложил установить жесткие временные нормативы для разбора ДТП, а также увеличить число эвакуаторов, которые будут оперативно расчищать дороги в случае аварии.

Судя по всему, даже материальная помощь столичной мэрии не помогла повысить эффективность работы ГАИ: правительство РФ согласилось внести поправку в Закон об ОСАГО , предусматривающую возможность при небольших авариях выплачивать страховые возмещения без оформления ДТП сотрудниками ГИБДД на месте происшествия. Беспомощность инспекции понятна: ведь она не отвечает за организацию дорожного движения. По сути, ее единственная функция – ловить нарушителей ПДД . И власть, похоже, не волнует, что ГИБДД фактически превратилась в кормушку для своих служащих, что в нынешнем виде, при таком огромном числе сотрудников, рыскающих в поисках нарушителей, эта организация бессмысленна: она больше мешает дорожному движению, чем помогает сделать его цивилизованным.

Недовольна регулированием дорожного движения и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Правда, виновниками она считает собственных подчиненных. На одном из заседаний городского правительства Матвиенко с возмущением заявила: «ГУ „Дирекция по организации дорожного движения Петербурга“ у нас есть, а самой организации движения нет». Матвиенко совершенно права: в Петербурге нет органа, который бы серьезно занимался этой проблемой, отвечал бы за организацию дорожного движения, имея все необходимые полномочия; ни упомянутая дирекция, ни ГИБДД такими органами не являются. Впрочем, это положение характерно для всей России. По нашему законодательству, организация дорожного движения для ГИБДД – это лишь способ обеспечить безопасность на дорогах во избежание столкновений автомобилей и наездов на пешеходов. Законом не оговаривается, что кто-то должен заботиться о том, чтобы ускорять перемещение по городу, бороться с пробками, одновременно предусматривая возможность парковать автомобили вблизи жилых зданий, магазинов, театров и т.д.

Либеральные критики устройства нашего государства обычно справедливо указывают на избыточность госполномочий. Между тем в ряде случаев, наоборот, эти полномочия вообще не определены и не распределены. Организация дорожного движения в целях его оптимизации, а не только обеспечения безопасности – яркий тому пример. И хотя федеральная программа и предусматривает такие вполне разумные меры, как «ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», «предотвращение дорожных заторов», «оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети», «организация стоянок транспортных средств» и др., без наведения порядка в сфере организации дорожного движения эти меры вряд ли будут реализованы. Потому что не существует госорганов, которые должны этим заниматься. И все останется по-прежнему.

Владимир Грязневич

"Вторая пенсия" Возможно, что петербургские блокадники получат ее уже в этом году  »
Юридические статьи »
Читайте также