Земля и воля Закон о приватизации госимущества вызвал скандал

На прошлой неделе в петербургском Законодательном собрании кипели настоящие страсти вокруг закона о приватизации госимущества. Вначале депутаты отклонили предложенный Смольным документ в первом чтении. Они посчитали, что правительство не может без учета их мнения составлять программу приватизации. Однако после консультаций лидеров фракций со спикером ЗакСа Вадимом Тюльпановым законопроект все же был принят. Правда, с условием, что во время второго чтения парламентарии смогут вносить поправки, в том числе и принципиальные.

Все мы помним, какими многочисленными нарушениями сопровождался процесс приватизации в 90-е годы. Особенно часто скандалы возникали при взаимодействии федерального центра с регионами, когда в Москве приватизировалось предприятие, находящееся, скажем, в Казани. Чтобы упорядочить приватизацию и определить четкие полномочия столицы и субъектов Федерации, 21 декабря 2001 года Государственной Думой был принят закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". Этот документ относил к компетенции Петербурга решение таких вопросов, как планирование приватизации городского имущества и принятие решений об условиях его продажи.

С момента принятия федерального закона прошло два с половиной года. Но за это время в Питере так и не был разработан документ, определяющий, как должна приватизироваться госсобственность. Видимо, сказалось то обстоятельство, что в 2002 и 2003 годах Законодательное собрание было больше озабочено политическими интригами, чем решением реальных городских проблем. И вот на прошлой неделе правительство города наконец внесло в ЗакС свой вариант закона. Согласно ему Смольный ежегодно (до 20 августа) должен утверждать программу приватизации на следующий "сезон". В ней будет содержаться перечень ГУПов (государственных унитарных предприятий), которые планируется приватизировать. При этом соответствующая информация должна предоставляться депутатам одновременно с проектом бюджета, чтобы при обсуждении последнего они могли учесть доходы от приватизации. Также представленный правительством законопроект предполагает, что к компетенции Смольного отходит издание правовых актов по проведению приватизации. А кроме того, самостоятельная подготовка отчетов по ней. Проще говоря, этим законом депутатов исключат из процесса приватизации госсобственности.

Разумеется, может возникнуть вопрос: а из-за чего разгорелся весь сыр-бор и депутаты так резко выступили против правительства? Что же такое Смольный собирается приватизировать? В руки корреспондента "МК" в Питере" попал список объектов, уже подготовленных администрацией Петербурга к этой процедуре. В подавляющем большинстве это различные ГУПы с отрицательной доходностью. В администрации города нас заверили, что, приватизировав эти компании, Петербург не только хорошо заработает, но и получит эффективно действующие предприятия. В городском правительстве уверены, что приватизированные ГУПы будут не только оказывать качественные услуги горожанам, но и платить большие налоги в бюджет Петербурга.

На первый взгляд, все логично. Однако есть одно "но". Согласно правительственному варианту приватизации ГУПы должны быть переданы инвесторам вместе со всеми своими фондами, куда входят здания, в которых они находятся, и земля, которая за ними числится. И в подготовленном Смольным "приватизационном" списке представлены как раз ГУПы с наиболее ценными фондами. Скажем, ГУП "Служба точного времени" занимает очень "лакомое" для инвесторов здание в самом центре города. А ГУП "Парк Сосновка" и ГУП "Удельный парк" обладают, без преувеличения, "золотой" землей, за которую строительные компании готовы выложить миллионы долларов. В то же время, по мнению большинства экспертов, все вышеперечисленные ГУПы практически невозможно заставить работать прибыльно. А потому резонно предположить, что приватизация проводится исключительно для того, чтобы "скинуть" наиболее ликвидные городские активы, Косвенно подтверждает это и недавний "гостиничный" скандал. Тогда правительство продало большинство принадлежавших городу акций питерских отелей. От такого массового выброса ценных бумаг последние серьезно упали в цене. В результате чего, по самым скромным оценкам, бюджет недополучил несколько сотен миллионов долларов.

Таким образом, позиция депутатов, пытающихся хоть как-то поставить приватизацию в Петербурге под свой контроль, выглядит оправданной. Федеральный закон не предусматривает общественные слушания в отношении приватизируемых объектов. Таким образом единственно, кто может остановить приватизацию, если она будет ущемлять интересы петербуржцев, это законодательная власть.

Александр Макаренко

Особое мнение В питерском ЗАКСЕ президента поддержали не все  »
Юридические статьи »
Читайте также