Потребителей защитят так, что бюджету мало не покажется

России потребитель-ские права были узаконены в 1993 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей» . Однако его реализация на практике до сих пор происходит весьма болезненно. А в Санкт-Петербурге, как выясняется, работа по защите прав потребителей и вовсе практически не ведется, несмотря на обилие государственных и общественных организаций, призванных эту работу осуществлять.

О том, что таких организаций много и они совершенно разобщены, свидетельствует хотя бы такой факт: в канун Всемирного дня прав потребителя наша редакция получила сразу несколько приглашений от различных структур, занимающихся потребительскими проблемами, на совершенно независимые пресс-конференции, посвященные этому дню (обычно профессиональный потребительский праздник собирает одну, максимум две пресс-конференции). Причем удивительно, что списки участников также почти не совпадают. Мы посчитали и с изумлением выяснили, что в Санкт-Петербурге наши с вами права должны защищать как минимум 25 (!) государственных и общественных организаций. А теперь вспомните, где конкретно вам удалось отстоять ваши нарушенные права?

Чем вызвана столь небывалая активность защитников прав потребителей (и в первую очередь представителей общественных организаций) именно сейчас, мы поняли, побывав на самом, пожалуй, серьезном мероприятии из заявленных предпраздничных — на конференции в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).

Старушка на 22 тысячи

Председатель КЭРППиТа Владимир Бланк начал заседание настолько «жизнерадостно», что по рядам собравшихся на конференцию производителей, потребителей, а также их защитников прошел вздох. «Наше законодательство на деле не осуществляет защиту прав потребителей», «региональные власти (и особенно в Санкт-Петербурге) уклоняются от реального выполнения этой функции», «из всех обращений граждан, касающихся защиты их потребительских прав, в 2005 году обработано менее 1%», — заявил Владимир Викторович. Он же назвал наиболее острые потребительские проблемы нашего города: регулярное появление на прилавках просроченных товаров или товаров явно низкого качества; отсутствие системы внесудебного, упрощенного разбирательства споров между потребителем и исполнителем (в первую очередь по покупкам невысокой стоимости); отсутствие в городе системы защиты прав потребителей на фоне рэкета со стороны общественных организаций.

Более приятное оживление вызвали дальнейшие слова Владимира Викторовича: «Правительство Санкт-Петербурга расставило приоритеты на потребительском рынке, и первым из них будет работа по защите прав потребителей». Уже во втором полугодии 2006 года начнется активная работа с государственными, общественными и коммерческими организациями, направленная на защиту прав потребителей. Такое сочетание государственного и негосударственного контроля должно, по мнению чиновников, кардинально улучшить ситуацию. Контроль над всей этой деятельностью будет возложен на КЭРППиТ, а государство (надо понимать, в лице городской администрации) будет субсидировать защитников прав потребителей.

После сладкого слова «субсидирование» государственные и особенно общественные защитники потребителей принялись с трибуны наперебой рассказывать, что только именно их организация занимается истинной защитой, но вот либо полномочий, либо законов, либо денег (а чаще всего первого, второго и третьего) не хватает. При этом образ страдающего потребителя почему-то вырисовался у всех одинаковый: им оказалась условная старушка, кинутая ЖКХ, обманутая дистанционной торговлей и некоторыми торговыми сетями, при этом вынужденная самостоятельно изучать госстандарты и состав продукта своими больными глазами. А глаза у нее больные потому, что (по информации замруководителя ТУ Роспотребнадзора Александра Мельцера) каждый петербургский пенсионер в среднем тратит на широко рекламируемые, но не приносящие «для глаз» эффекта панацеи в среднем по 22 тысячи рублей. «Хорошо живут наши пенсионеры», — вздохнул кто-то из собравшихся.

Светлана Соловьева, руководитель Северо-Западного межрегионального ТУ федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, с грустью сообщила, что с каждым годом сокращается номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Взамен ей государство предлагает госнадзор и расширение системы добровольной сертификации, но производители идут на нее не слишком охотно. Александр Мельцер, замруководителя ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) сказал, что нарушений очень много (особенно в сфере оказания услуг), но федеральным надзорным органам не хватает законодательной базы для принятия более жестких мер к нарушителям.

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России, тоже посетовал на малые полномочия, но теперь уже не государственных, а общественных организаций при проведении проверок и разобщенность общественных объединений. Однако заявил, что «уже на днях я собираю у себя руководителей обществ потребителей с целью их объединения».

Председатель Общества потребителей СПб Галина Козловская также предложила всем общественным потребительским обществам объединиться и создать единый банк данных по «нехорошим» фирмам. Руководитель НП «Общественный контроль качества» Всеволод Вишневецкий попытался рассказать что-то исключительно хорошее о деятельности своей организации, однако был прерван председательствующим Владимиром Бланком с просьбой говорить «по делу».

Затем выступили руководители нескольких торговых сетей. Глава ОАО «Севзапмолоко» Игорь Подлипенцев рассказал о бедственном положении тех же старушек, которые «из-за монополизации рынка некоторыми крупными молочными фирмами-производителями и из-за укрупнения торговых сетей» лишены возможности покупать качественное и дешевое молоко его компании. С докладом на тему «Потребитель всегда прав» выступила замдиректора ООО «Агроторг» (сеть магазинов «Пятерочка») Светлана Бабанская. Она с горечью в голосе говорила, что, конечно, и в безупречных сетях «Пятерочки» иногда случается «прорыв», но вся компания как один человек готова встать на защиту той же обманутой бабушки… Впрочем, выступление представительницы «Пятерочки» почему-то вызвало неоднозначную реакцию собравшихся, большинство их которых — профессионалы торговли. Они пожаловались на случаи появления на прилавках «Пятерочек» некачественных и просроченных товаров. Светлана Бабанская предпочла конфликт замять, предложив всем звонить по «горячей линии» сети (кстати, ее телефон: 723-10-69).

Владимир Бланк: «Шизофрения какая-то!»

Выслушав все это, председатель КЭРППиТа изрек: «Шизофрения какая-то! Из всех наших выступлений следует: да здравствует еще живой потребитель, который, несмотря на все наши усилия, еще жив, здоров и платит налоги»!

Желая, видимо, сразу же умерить пыл возбудившихся «защитников», он подытожил: защита прав потребителей — приоритет на 2006—2007 гг. и система взаимодействия между организациями в рамках закона «О защите прав потребителей» будет создана. Система эта будет включать также создание не очень дорогого и понятного «каждой бабушке» коммерческого арбитража, а также содержание инфраструктуры, включающей не-обходимый сервис и информирование горожан. Для координации всей этой деятельности будет создан межотраслевой совет, в который войдут все структуры потребительского рынка, начиная с производителей и заканчивая общественными организациями. Однако просто так деньги никто не даст, и общественным организациям, желающим работать с властью, придется пройти соответствующую аккредитацию и на деле доказать, что вся их деятельность — не профанация.

После окончания конференции ваш корреспондент поинтересовался у Владимира Викторовича, представляет ли он, какая сейчас начнется между защитниками прав потребителей грызня за бюджетные деньги. «Так очень хорошо! Будет из кого выбрать!» — весьма плотоядно, как мне показалось, ответил председатель КЭРППиТа.

Официально: А у нас кредит и газ. А УФАС?  »
Юридические статьи »
Читайте также