Разберемся без ГАИ

Страховые компании, работающие с ОСАГО, институт аварийных комиссаров и сами водители могут быть довольны: в апреле-мае 2006 года на рассмотрение правительства РФ будут внесены поправки в Закон об ОСАГО . Изменения коснутся урегулирования убытков. Новая редакция пункта 8 статьи 11 гласит: "При отсутствии потерпевших в ДТП, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося и размера ущерба, причиненного имуществу, не превышающего 20 тысяч рублей, оформление извещения о дорожно-транспортном происшествии может производиться без участия сотрудников милиции".

Рутинная революция

За этой формулировкой - целая революция: впервые российские служители жезла могут лишиться своего монопольного права "разбора полетов" при авариях. Произойдет это не весной и даже не летом 2006 года: кабинет министров должен утвердить закон и передать его новую редакцию со своей визой в Государственную думу. Депутаты в свою очередь должны принять документ в трех чтениях. Однако скорость принятия важных поправок уже не принципиальна, хотя люди, попавшие в аварию, так не думают. Главное - изменения будут приняты, так как их поддерживает фракция "Единая Россия", солирующая в парламенте. Функции арбитра при разборе мелких ДТП перейдут к аварийным комиссарам страховых компаний.

Один из инициаторов "революции" - директор Всероссийского союза аварийных комиссаров Юрий Легин - на круглом столе в Питере заявил: "Очень важно, что поправкам, наконец, дали ход. С этим предложением я выступал перед депутатами Государственной думы еще 15 июня 2004 года. Народные избранники на словах согласились с упрощением процедуры оформления ДТП, обещали выступить локомотивом идеи, но до российского правительства проект поправок дошел только через год -

7 июля 2005 года. Потом 6 месяцев свою экспертную оценку давали рабочие группы заинтересованных министерств. Словом, процесс идет небыстро, но, главное, - идет".

Пустеющая кормушка

Разбор полетов на месте, без участия инспекторов в милицейской форме, должен значительно уменьшить заторы в крупных городах. Интенсивность движения в том же Петербурге такова, что перекрытие трафика на 10-15 минут приводит к системной пробке. А любые, даже мелкие ДТП (100-150 случаев ежедневно) парализуют движение на час и больше. Разбор полетов начинается с того, что участники аварии ждут приезда экипажа ДПС, причем столкнувшиеся автомобили до приезда ГАИ нельзя сдвигать с места, что приводит к длительным заторам.

Патрульная машина прибывает к месту происшествия не всегда оперативно, затем инспекторы обмеривают место происшествия, составляют протокол и т. п. Аварийные же комиссары страховых компаний обоих участников аварии прибывают к месту столкновения куда быстрее, так как заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта.

И еще. Закон позволяет дознавателям ГАИ выносить свой вердикт (кто прав, кто виноват, "обоюдка") в течение 60 суток с момента ДТП. Очень часто инспекторы тянут до последнего, некоторые намекают на "гонорар" за написание "нужной" схемы аварии. С принятием поправок такой приработок уйдет в прошлое. Средняя стоимость выплаты по одному страховому случаю в Питере сегодня составляет 25 тысяч рублей, а количество случаев с выплатами до 20 тысяч составляет более 50% массива аварий. Представляете, какую кормушку могут потерять корыстолюбивые служители жезла?

Емкость рынка ОСАГО в нашем городе - 3 миллиарда рублей, а на выплаты в страховых случаях в 2005 году ушло только 1,3 млрд. Страховщики отмечают, что чаще других бьются машины вод управлением водителей со стажем до трех лет, но не самой юной возрастной категории. 30-летний новичок чувствует себя на дороге более неуютно, чем 18-летний. По половому признаку цифры страховых выплат выглядят примерно одинаково. Женщины бьются чаще, но с незначительными материальными последствиями. Мужчины в страховые сводки попадают реже, но если уж въедут в столб или чужое "железо", мало не покажется.

В Европу шагать еще долго

Итак, не за горами день, когда мелкие ДТП будут урегулироваться без участия инспекторов ГАИ. Правда, и аварийные комиссары не смогут решить главную проблему российского ОСАГО. На Западе, например, участники инцидента возмещают ущерб в своей страховой компании (система "европейского протокола"). В России же потерпевший и дальше будет "выбивать" деньги в фирме, застраховавшей виновника ДТП, а процесс этот - долгий и нервный.

Полную компенсацию невозможно получить по определению. Человек приходит за оценкой ущерба в фирму, в которую его направляет страховая компания, - никаких независимых оценщиков! Люди, столкнувшиеся с этой системой, уверяют, что размер возмещения оказывается на 30-40% меньше реальных затрат на ремонт. Эксперты высчитывают ущерб на компьютере на основе только им понятного алгоритма, без выделения этапов работ (механические, кузовные, малярные). Но правила игры таковы, что приходится соглашаться и на урезанную выплату.

Правда, финансовый комитет Российского союза автостраховщиков (РСА) собирается привлечь к разработке концепции "европейского протокола" консалтинговую компанию McKinsey&Company, которая оценила свои услуги в 1 миллион 68 тысяч долларов. Бюджет же РСА на подготовку концепции в 2006 году - 21 тысяча долларов. О каком "европротоколе" тогда может идти речь?

Сергей Тачаев

Льгота есть, лекарств - нет  »
Юридические статьи »
Читайте также