Лесной кодекс - споры продолжаются В сентябре правительству России был представлен проект нового Лесного кодекса.

Новая редакция, несмотря на многочисленные доработки, порождает все новые и новые споры. Особенное нарекание лесопромышленников вызывает намерение отдавать лесные участки в пользование единственным путем - через аукцион, не учитывая разнообразие лесного фонда России.

Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, эксперт Госдумы по вопросам лесного законодательства Владимир Петров считает, что надо оставить многообразие форм ведение лесного хозяйства - аренду (краткосрочную и долгосрочную) и концессии. "Если форма аукциона хороша для Дальнего Востока, то в Центральной России даже нет ни одного договора об аренде. Как, например, в Орловской и Тульской областях. А на Северо-Западе вообще вырублены корабельные леса. Но ведь на аукционы будут выставляться самые ликвидные древостои. Как быть в этом случае?" - спрашивает он.

О необходимости такой формы лесного хозяйства, как концессии, которые могут дать большие инвестиции, оставив народ собственником лесов, заявил и первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы Александр Беляков.

Считается, что в документе в основном речь идет о приватизации лесов России. Владимир Петров уверен, что цель принятия нового закона - достижение с его помощью очередного передела в лесном бизнесе, поскольку из всех на сегодняшний день оставшихся ресурсов только лишь один лес не приватизирован. Руководитель федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Валерий Рощупкин этого не подтвердил. Однако заметил, что новая редакция кодекса ориентирована прежде всего на стабильного и экологически ответственного лесхоза, то есть реального хозяина, который обладает технологическим и инвестиционным потенциалом. В законе также, по его словам, заложены принципиальные новые правила и регламенты лесопользования. Приоритет отдается долгосрочным проектам с обременениями в части восстановления, защиты и охраны лесов. При этом во главу угла ставится мировой принцип - пользователь платит.

Все вышеперечисленное кардинально меняет сложившуюся систему лесопользования. По мнению Валерия Рощупкина, усиливаются позиции, связанные с надлежащим учетом и обеспечением сохранности лесов, уточняется их классификация, особенно в части защиты. Предусмотрен отказ от так называемых льготных вырубок. В проекте кодекса сделана попытка денатурализации лесопользования.

Более категорично по этому вопросу высказался заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений экономики природопользования Минэкономразвития Всеволод Гаврилов: "Частная собственность на лес не предполагалась никогда. Поскольку это национальное достояние, оно должно регулироваться публичным правовым режимом". Согласно его утверждению, речь идет о предоставлении в частную собственность отдельных участков лесного фонда.

Однако проект новой редакции позволяет и предполагает возникновение частной собственности на участки земель, что предусмотрено и в Конституции. По мнению представителя разрабатывающей документ стороны, чтобы лесные участки использовались максимально эффективно, они нуждаются в хороших и добросовестных владельцах, управляющих, арендаторах.

Александр Беляков более реалистично взглянул на ситуацию: "Со временем частная собственность, безусловно, придет в эту отрасль. Но не надо спешить. Как сказал президент, лес не любит суеты. Поэтому сегодня в законе должны быть просто прописаны права и обязанности участников лесных отношений - четко, коротко и прямо".

Более принципиален, по мнению Александра Белякова, другой вопрос - управление лесными ресурсами. В последней редакции записано, что местное самоуправление в отношении леса запрещается. Но во всех странах Запада - Финляндии, Эстонии, Латвии, Ирландии, по свидетельству представителя Государственной думы, государственные предприятия существуют наряду с частным бизнесом. Поэтому нельзя не констатировать, что данной редакцией лесной комплекс "олигархизируется".

Вопрос только в том, будет ли это эффективно и будет ли государство получать от этого деньги в бюджет? На взгляд Александра Белякова, лесная отрасль может давать валового продукта соизмеримо с нефтью и с газом - минимум 120-130 млрд долларов. Но для этого он предлагает отменить все пошлины на оборудование прежде всего для целлюлозно-бумажной промышленности, для плиточного производства и переработки низкосортного леса.

Несмотря на продолжающуюся критику нового Лесного кодекса, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов с оптимизмом рассматривает новую редакцию документа. Он считает, что принятие закона "позволит России более эффективно включиться в процесс глобальной борьбы с нелегальными лесными рубками, а объем инвестиций в лесопромышленный комплекс России значительно возрастет".

По официальной статистике, сегодня на территории Ленобласти лицензию на ведение лесозаготовительной деятельности имеют около 450 организаций, 145 арендуют участки лесного фонда долгосрочно на площади более 4 миллионов гектаров. Аренду до 49 лет осуществляют 65 организаций. Лесопромышленная отрасль занимает третье место по объему производства в экономике области, а по объему налоговых поступлений - четвертое.

Началом вступления в рыночную эру лесного хозяйства можно считать 1993 год. В этом году была принята основа лесного законодательства Российской Федерации. Через некоторое время, в 1997 году, на смену этому закону пришел Лесной кодекс. Старт разработке нового Лесного кодекса был дан в 2002 году. За полгода, прошедших с момента выпуска первой редакции законопроекта, он возвращался на доработку 18 раз. Обсуждение в Госдуме кодекса продлится не менее месяца, поэтому навряд ли документ будет принят уже в этом году.

Юлия Догадина

Чиновникам скостили срок "Упаковку" пятен тормозит дефицит кадров в комитетах  »
Юридические статьи »
Читайте также