Ускользающая прибавка

Повышение учительской зарплаты: выиграет в основном руководство и дипломированные специалисты со стажем.

Для начала - анекдот.

Председателю правительства задают вопрос.

- В чем смысл реформы образования?

- Мы решили отомстить нашим учителям.

Горькая ирония. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Зарплата российских учителей давно уже стала символом неуважительного отношения государства к людям труда. Причем чиновники этого и не скрывают. "Национальным позором" назвал учительское жалованье министр образования и науки Андрей Фурсенко.

По данным Росстата, сегодня средний заработок педагога в школах России - 4808 рублей. Начинающего - 2-4 тысячи (в зависимости от территории) "чистыми". Воспитателя в детском саду - 3966 рублей. Преподавателя в вузе -8164 рубля. Причем половина расходов идет на оплату коммунальных услуг, которые в некоторых регионах выросли до 40 процентов. Да еще все запасы "съедает" инфляция. В начале сентября зарплату "сеятелей разумного, доброго, вечного" проиндексировали на 11 процентов, но эта сумма никак не компенсирует роста стоимости жизни.

В Санкт-Петербурге положение все же существенно лучше, чем в других городах страны. Город заботится и о тех, кого учат, и о тех, кто учит. Люди почувствовали это сразу. Сегодня нам не хватает всего 885 педагогов. Пишу "всего", потому что два года назад вакансий наблюдалось в три раза больше. Выступая в БКЗ "Октябрьский" на городском педсовете, Валентина Матвиенко подчеркнула, что каждый шестой рубль городского бюджета тратится на образование (в 2005 году - 22 миллиарда рублей), а средняя зарплата педагогов 9062 рубля. Правда, тут же пришла записка из зала, откуда взялась столь завышенная цифра, но губернатор ответила, что она пользовалась данными статистики и экономистов комитета по образованию. А с 1 января 2006 года зарплата учителей вырастет еще на 15 процентов. Вместе с тем готовится переход на новую отраслевую систему оплаты труда, в основе которой - качество преподавания. В этом мы тоже опережаем Россию, где такая программа только опробуется в полутора десятках регионов. "Хотим,чтобы зарплата не зависела от смены властей или политической конъюнктуры", - уточнила глава правительства.

Стараются не отставать и в Ленинградской области. С начала осени зарплата работников школ и других бюджетных организаций там повысилась на 10 процентов. При этом остаются все положенные по закону надбавки за работу в сельской местности и "губернаторская" доплата в размере 2 тысяч рублей.

Более того, в сентябре, словно услышав Валентину Матвиенко, обнадеживающую программу "вложения в человека" обнародовал Владимир Путин. Уточнив, что "мы можем тратить только столько, сколько заработали", президент акцентировал внимание на приоритетах - жилье, здравоохранении, образовании. Вот лишь некоторые ключевые моменты "социального послания". Запланировано увеличение заработной платы бюджетникам в полтора раза в течение трех лет. Вводятся ежегодные поощрения до 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Будет установлено и дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов.

Для школьников, студентов и молодых специалистов государство учредит не менее пяти тысяч грантов. Таким образом, "можно сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью...".

На этой неделе порадовал и Андрей Фурсенко. За классное руководство, по словам министра, станут доплачивать тысячу рублей-в месяц. А помимо поощрений для учителей грантом в 1 миллион рублей наградят и лучшие школы.

Отлично, кто же спорит! Казалось бы, учителя должны радоваться. Но почему-то все чаще из глубинки доносятся слухи о подготовке к Всероссийской забастовке работников бюджетной сферы, которая намечена на 12 октября. Педагоги Санкт-Петербурга от стачки далеки, но, позвонив в ряд городских школ, бурного восторга от желанных прибавок мы тоже не ощутили. Многие не спешат подсчитывать дополнительные деньги и надеются вместе с радужными обещаниями дождаться конкретных цифр. "Понадеешься на лучшее, а прибавка ускользнет, как происходило уже не раз", - не скрывали наши собеседники.

Тогда мы решили поинтересоваться мнением тех, кто считает учительские сотни, - руководителей роно, централизованных бухгалтерий. При переходе на новую систему оплаты труда, когда "деньги следуют за учеником", именно эти структуры выходят на первый план.

Уж они-то должны все знать!

***

МНЕНИЯ

Татьяна Анатольевна Мишненкова, директор государственного учреждения "Централизованная бухгалтерия" администрации Красногвардейского района.

- От повышения зарплат с 1 января 2006 года в первую очередь выиграют учителя, имеющие высшее образование и солидный стаж. Для этой категории работников образования прибавка окажется наиболее существенной. Особая группа -руководители учреждений. Для них коэффициент стажа исключен, то есть не имеет значения, как долго человек находится на руководящей должности. Важно, что он ее занимает. Сложнее с педагогами, у которых нет диплома об окончании вуза. В результате всех изменений у них зарплата может даже уменьшиться. Чтобы этого не произошло, таким специалистам с начала следующего года будет ежемесячно выплачиваться соответствующая компенсация. Так что никто не пострадает, от реформы в системе оплаты труда выиграют все.

Я бы обратила внимание на другое. Мы делаем расчеты на учебный год, то есть с сентября по сентябрь. А что будет в начале осени 2006 года? Чем станем платить? Пока ясности, гарантии в этих вопросах нет. Что касается заявлений президента о солидной финансовой поддержке школ, то пока никаких документов на этот счет не поступало. Но я не сомневаюсь, что все, сказанное В. Путиным, будет выполнено.

Ирина Владимировна Касаткина, заместитель начальника отдела образования Колпинского района.

- Сейчас очень сложно сказать, насколько реально увеличится зарплата с нового года. У каждого по-разному. В среднем, думаю, со всеми "плюсами" квалифицированные учителя могут ожидать прибавки на тысячу - полторы тысячи рублей. В лучшем случае. Методист, например, получает пять тысяч рублей в месяц, будет - около шести. Весьма скромно. Да еще учтем постоянную инфляцию. Надеемся, что нам помогут разобраться в нюансах реформы работники финансово-экономического управления. комитета по образованию города. Они будут выезжать в районы и разъяснять суть нововведений. В Колпино мы их ждем после 19 сентября.

Владимир Николаевич Соснов, и. о. главы отдела образования Фрунзенского района.

- Предстоящие изменения люди воспринимают сдержанно. Конечно, кто-то радуется, а кто-то и беспокоится, Однако пока документов нет, говорить о чем-то рано. Меня, честно говоря, сегодня больше тревожит, например, переход школ на финансово-экономическую самостоятельность. У нас в районе уже ряд учреждений работает в условиях экономической независимости. С октября на такой режим хозяин ствования перейдут еще 40, а с 1 января 2006 года - и все остальные. Справятся ли директора? Как будут заключать договоры на ремонт, эксплуатацию, обслуживание помещений, устанавливать отношения с подрядчиками, устранять аварии? Ведь здания в большинстве своем старые, давно основательно не ремонтировались. Между тем дело идет к зиме. Эти проблемы совсем близко.

Сотрудники ГУ "Централизованная бухгалтерия" администрации Фрунзенского района (фамилии просили не указывать).

- У нас ожидания совсем не радостные. О чем речь? Закон еще не принят, как говорят финансисты, "мы его еще не пощупали", а авансы уже вовсю раздаются. Руководство явно торопится сообщить о грядущих прибавках к зарплате педагогов, врачей, сотрудников социальной сферы. Но сегодня утверждать, что всем существенно повысят зарплату, - раньше времени. Для учителей, например, многое будет зависеть от конкретных обстоятельств, стажа, образования, квалификационной категории. Скажем, у молодого специалиста имеется диплом, но нет стажа - понятно, что он выиграет немного. У другого преподавателя есть опыт, но нет "корочек" - ему приличная прибавка тоже не грозит.

А если в процессе утверждения проекта закона изменятся в сторону. уменьшения коэффициенты, расчетные единицы? Согласитесь, нельзя сбрасывать со .счетов и такую возможность. Кроме того, мы сдали в вышестоящие организации все финансовые документы с учетом старых требований. Заложены ли новые параметры в бюджет будущего года ? На все эти вопросы ответов пока нет. Мы знаем только одно: когда придут официальные бумаги, скрепленные печатями и подписями, станут известны реальные цифры - тогда можно считать деньги и в масштабах всей школы, и в собственном кошельке. А предварительные прикидки ничего не дадут.

Елена Иванова

Систему менять надо! Проблему обеспечения льготников лекарствами полумерами не решить  »
Юридические статьи »
Читайте также