Где взять "семейных врачей"? Нас ждет радикальная реформа городского здравоохранения

Помимо "монетизации", Жилищного кодекса, пенсионной и жилищно-коммунальной реформ грядет еще и реформа городского здравоохранения. Ее авторы убеждают общественность, что все будет хорошо. Но ведь и творцы других реформ тоже в этом уверяли...

В чем суть перемен

"Концепцию модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы" городское правительство утвердило еще в декабре. Как было написано - "в целях повышения эффективности функционирования", для "обеспечения качества и доступности лечебно-профилактической помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни всех членов общества".

Для начала в концепции отмечалось ухудшение демографической ситуации (за последние 10 лет численность населения ежегодно снижалась на 25-32 тысячи человек), низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. Более того, прогноз Госкомстата говорит, что численность населения Петербурга будет постоянно уменьшаться и к 2010 году сократится на 5 %. При этом число пенсионеров будет расти и к 2016 году достигнет 29% от общего числа жителей.

Заболеваемость взрослых в последние четыре года стабилизировалась, но все равно остается на 8% выше, чем в среднем по России. Еще тревожнее ситуация с детьми и подростками: уровень их заболеваемости за последние семь лет возрос на 25%.

Для исправления ситуации нужны серьезные меры. Что же планирует Комитет по здравоохранению?

В концепции предлагается развивать систему "семейных врачей", которые могут справиться с лечением наиболее простых и распространенных заболеваний, не отправляя пациента в поликлинику.

Такой врач должен владеть как минимум шестью специальностями. Но где таких взять? По оценкам Комздрава, необходимое число "семейных врачей" составляет не менее 7 тысяч, сейчас же их не более 200 человек. И неясно, когда нужное число таких врачей появится. Даже если объединить усилия всех питерских медицинских вузов, на это уйдет не меньше десятка лет...

Амбулаторную помощь также предлагается реформировать, разделив на два уровня. На первом уровне - консультативно-диагностический центр, который создается путем централизации диагностических и специализированных служб в одной или нескольких поликлиниках. На втором уровне - городские диагностические центры и консультативно-диагностические отделения стационаров, где, как написано в концепции, "сосредоточены специалисты высокого уровня и современная дорогостоящая медицинская аппаратура". Систему стационаров предлагается разделить на четыре вида: стационары экстренной помощи и интенсивного лечения; стационары, оказывающие плановую высокотехнологичную помощь; стационары для специализированного лечения при социально значимых патологиях (например, инфекционные); стационары для восстановительного лечения и медико-социальной помощи.

Изменения ждут и систему "Скорой помощи"- - предполагается создать разветвленную сеть филиалов "Скорой" (4-5 бригад) вокруг одной крупной базовой подстанции в каждом районе города. Эти филиалы будут "максимально приближенными к обслуживаемому населению".

Нам обещают развитие систем связи и информационных систем для "Скорой", вплоть до "территориальной системы спутникового сопровождения и диспетчиризации бригад "Скорой помощи". При необходимости госпитализации больные будут направляться в "многопрофильные стационары экстренной помощи", где обеспечат возможность "проведения максимального объема диагностических исследований и оказание высококвалифицированной медицинской помощи в экстренном порядке при любой патологии".

Пять лет ожиданий

Не будем описывать все привлекательно звучащие предложения - они касаются развития службы охраны материнства и детства, гериатрической помощи, диагностических служб, службы крови и даже "исключения теневой оплаты медицинских услуг за счет правовой регламентации той ее части, которая предполагает официальное предоставление платных услуг".

Однако как все это будет реализовываться? Ведь авторы концепции сами заявляют, что она "носит обобщающий характер".

Впрочем, уже утвержден и реализуется "план мероприятий на 2004-2005 годы по реструктуризации сети учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга и подготовке инвестиционных предложений". Иначе говоря, идет масштабная реорганизация поликлиник и больниц.

"Значительная часть государственных медицинских учреждений размещается в зданиях постройки конца XIX - начала XX века. Здания требуют капитального ремонта и реконструкции, средства для проведения которых выделяются не в полном объеме. С учетом сложившейся ситуации имеет смысл рассмотреть предложения инвесторов, готовых в счет передачи им указанных объектов подготовить и предоставить площади для размещения медицинских учреждений по другим адресам", - говорится в Концепции.

Часть соответствующих "инвестиционных предложений" уже рассматривается. Это касается городских больниц - 5-й (расположенной на М. Конюшенной ул.), детской больницы N17 (на ул. Глинки), детского санатория "Солнечное", противотуберкулезных санаториев "Токсово" и "Жемчужина", Городского противотуберкулезного диспансера на Звездной улице и ряда других.

Утвержденный план предусматривает объединение ряда больниц и поликлиник. 65-я поликлиника уже присоединена к 37-й больнице и закрыта поликлиника N 1 при Петербургском госуниверситете. Запланировано присоединение к детской поликлинике N 73 двух других - 6-й и 13-й. К 8-й городской поликлинике присоединят детские - N 33 и N 58. Всего в этом году более двух десятков медучреждений подвергнутся реорганизации.

Заметим, что процесс объединения детских и взрослых поликлиник вызывает наибольшие сомнения как у больных, так и у самих врачей. Не надо быть высококвалифицированным специалистом, чтобы понять: детей (особенно самых маленьких) и взрослых должны лечить разные врачи. Как собираются решать эту проблему - совершенно неясно.

Тем не менее руководство Комитета по здравоохранению считает, что все идет нормально. Председатель комитета Юрий Щербук полагает: проблемы отрасли решаются успешно. И даже с "монетизацией" и проблемой выписки "льготных" лекарств справляются - в этом, по его мнению, помогла компьютеризация поликлиник. Правда, те, кто до сих пор проводит дни и часы в очередях к врачам, придерживаются иного мнения...

По мнению авторов Концепции модернизации городского здравоохранения, в результате ее реализации "медико-социальная помощь приблизится к пациенту и семье и повысится качество первичной медицинской помощи".

Кроме этого, "совершенствование лечебно-профилактической помощи матерям и детям обеспечит формирование более здорового нового поколения жителей Санкт-Петербурга", во всех медицинских учреждениях будет осуществляться постоянный контроль качества оказанных медицинских услуг в соответствии с профессиональными стандартами и социальными нормативами"...

Что же, каких-то пять лет (напомним, что Концепция рассчитана на период до 2010 года) - и мы увидим, реализовались ли эти радужные планы и благие намерения.

Борис Вишневский

Паек Гиппократа  »
Юридические статьи »
Читайте также