МНС разъясняет закон "Об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса".

Введение Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ в действие с 1 января 2003 года новой главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вызвало большой интерес у налогоплательщиков. По состоянию на 2 декабря 2002 года, около 200 тысяч организаций (более 13% от всех реально действующих юридических лиц) и более 300 тысяч индивидуальных предпринимателей изъявили желание перейти в 2003 году на данную систему налогообложения. Среди организаций выбрали объектом налогообложения доход более 60%, среди индивидуальных предпринимателей - около 80%. По сравнению с прошлым годом количество организаций, желающих работать в этом году по "упрощенке" возросло в целом по России в 2,8 раза, индивидуальных предпринимателей - в 3,2 раза. По Южному федеральному округу количество таких организаций увеличилось с 5,7 до 23,2 тысяч (в 4 раза), индивидуальных предпринимателей - с 7,8 до 30 тысяч (в 3,8 раза), по Уральскому федеральному округу соответственно - организаций с 4,9 до 13,4 тысяч (в 2,7 раза), индивидуальных предпринимателей - с 4,2 до 35,1 тысяч (в 8,4 раза). Следует отметить, что в Москве количество организаций, желающих перейти на "упрощенку", увеличилось в 8 раз (с 2,35 до 19 тысяч) при сохранении того же количества индивидуальных предпринимателей (31,2 тысячи), обратная картина в Санкт-Петербурге: организаций - с 20,4 до 20,9 тысяч, индивидуальных предпринимателей - с 1,4 до 12,46 тысяч (почти в 9 раз). Данное обстоятельство вызвано особенностями применения в 2002 году в этих субъектах Российской Федерации Федерального закона от 19.12.1995 № 222-ФЗ. Следует отметить, что количество налогоплательщиков в течение 2003 года будет продолжать увеличиваться в связи с переходом на данную систему вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей. Поступления в бюджет от применения упрощенной системы налогообложения запланированы на 2003 год на уровне 4,9 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза ниже аналогичного показателя предыдущего года в связи с резким снижением налоговой нагрузки на плательщиков, применяющих ее с этого года. В целях реализации положений главы 26.2 Кодекса Министерством подготовлены и утверждены: - форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и Порядок ее ведения (приказ МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606, зарегистрирован в Минюсте России 28.11.2002 № 3969); - форма налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и Порядок ее заполнения (приказ МНС России от 12.11.2002 № БГ-3-22/647, зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2002 № 4010). Кроме этого МНС России утверждены рекомендуемые формы документов для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и методические рекомендации по применению главы 26.2 (приказы МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 и от 10.12.2002 № БГ-3-22/706 соответственно). Все перечисленные выше приказы МНС России в установленном порядке доведены до налоговых органов и размещены на сайте МНС России в сети Интернет. Федеральными законами от 31.12.2002 №190 "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" и № 191 "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены существенные поправки в главу 26.2 Кодекса, которая вступила в силу с 1 января 2003 года. Так, указанными поправками налогоплательщикам предоставлено право при исчислении ими налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшать полученные доходы на следующие расходы (помимо расходов, ранее предусмотренных ст. 346.16 Кодекса): суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации; суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации; расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Упорядочен вопрос уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения. Уточнен порядок определения объекта налогообложения указанными налогоплательщиками (не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса). Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, сумма единого налога уменьшается не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в пределах 50% от суммы налога), но и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (за счет средств работодателя). Внесена поправка в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", предусматривающая освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанностей по ведению бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных актов, который они обязаны вести в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В связи с серьезным изменением условий применения упрощенной системы налогообложения с принятием указанных поправок, с которыми налогоплательщики имели возможность ознакомиться, многие из них изъявили желание либо перейти на данную систему налогообложения, либо хотя бы поменять в январе этого года объект налогообложения, выбранный ими до 30 ноября 2002 года. Вместе с тем, законодатель дополнением к пункту 1 статьи 346.13 Кодекса следующего содержания: "Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения" лишил их этой возможности. В настоящее время МНС России в связи с принятием вышеуказанных поправок в главу 26.2 Кодекса планирует в кратчайшие сроки внести соответствующие изменения и дополнения в документы, направленные на реализацию положений данной главы.

Палата без номера  »
Юридические статьи »
Читайте также