Робинзоны без грузов реально ли намыть 450 гектаров земли к Васильевскому острову?

История с "Морским фасадом" -- проектом намыва на территории Финского залива западнее Васильевского острова более 450 гектаров новых земель и строительства на них пассажирского порта, а также жилья и прочих бизнес-центров -- остается запутанной. На прошлой неделе руководители компании "Морской фасад" -- вице-президент Лев Пукшанский и Олег Харченко (в прошлом главный архитектор Петербурга, а ныне -- советник президента "Морфасада") -- объясняли, чем сейчас занимается их фирма. Однако главный вопрос: насколько реальна реализация этого чрезвычайно дорогого проекта -- остался открытым.

В изложении г-на Пукшанского, "Морской фасад" намерен выполнить две задачи. В ближайшие 3 -- 4 года привлечь инвесторов, чтобы намыть 120 гектаров для морского пассажирского терминала и сопровождающей его инфраструктуры -- офисы, отели, тусовочные места, а также построить сам терминал. В следующие 10 -- 15 лет намыть остальную землю. Сначала южнее терминала -- она предназначена под деловые и жилые цели. Потом севернее -- под жилье. Затем реализовать земельные участки и вернуть затраченные средства. Общее число полезной площади на "нью-В.О." оценивается в 6 -- 7 миллионов кв. метров.

Все разговоры о строительстве торгового порта (а в последнее время шли разговоры о том, что строить будут не пассажирский, а грузовой порт) вице-президент Пукшанский назвал провокацией, поскольку на этом месте делать это просто не выгодно.

На днях "Морской фасад" выбрал своим иностранным консультантом фирму Gensler -- международную компанию с штаб-квартирой в Америке. По словам г-на Харченко, отбор занял 5 месяцев, в шорт-лист попали 6 компаний, в шорт-шорт-лист -- две: международная (с английским акцентом) НОК и Gensler, их на месте знакомили с нашим мелководьем. Победитель предложил приемлемую цену, американские эксперты стоят сейчас дешевле европейских, возможно, из-за курсовой разницы. Приглашение западного консультанта "Морфасад" объясняет отсутствием в России специалистов, которым придется длительное время работать одновременно как с частными, так и с государственными инвесторами.

Напомним, федеральный центр участвует в проекте "Морской фасад Петербурга" финансированием углубления морского канала для подхода к терминалу океанских лайнеров и строительства причальной стенки. Никаких государственных гарантий для обеспечения возврата кредитов, которые банки выдадут "Морфасаду", пока не предполагается. В будущем Петербургу придется взять на себя расходы по созданию и поддержанию инфраструктуры городских кварталов, как и в любом другом районе.

Роль генерального проектировщика на западном лице Петербурга исполнит российская фирма. Вероятнее всего, это будет одна из компаний, которая участвовала в разработке новой версии Генерального плана Петербурга. Причем речь пойдет о создании проекта планировки, то есть где расположить жилье, а где дороги, а не как они будут выглядеть. Предупреждая вопросы о высоте зданий, г-н Харченко заметил, что "Морфасад" сам предложит городу систему высотных ограничений.

Неожиданный информационный выброс, связанный с избранием фирмы Gensler консультантом по фасаду, скорее всего, предназначен для западных СМИ. Питерские специалисты по проектам планировки (в отличие от архитекторов-объемщиков) точно не хуже западных. Консультант понадобился для показа проекта на крупных западных выставках, типа каннского MIPIM. Для привлечения зарубежных инвесторов нужен известный им бренд.

Главная техническая проблема проекта -- скорость усадки грунта после намыва, то есть когда на намытых территориях можно будет что-нибудь строить. По версии "Морского фасада", эта проблема решается не за 6 -- 20 лет, как утверждают некоторые эксперты, а в течение полугода-года -- за счет принудительной "консолидации грунта", технологии, опробованной в мире.

Главная юридическая проблема -- организация торгов (точнее -- аукциона) по продаже несуществующего земельного участка. "Морфасад" получил распоряжение федерального правительства, которым водную поверхность Финского залива площадью 450 гектаров разрешено перевести из федеральной собственности в собственность Петербурга, но уже в качестве земли городского поселения. Росимуществу поручено передать "землю" Петербургу. Подобных юридических конструкций в истории России еще не было. Теперь чиновники имущественного блока городской администрации ломают голову, как юридически корректно провести торги (по закону -- обязательные) на право распоряжаться этими богатствами. У них в запасе несколько месяцев. Ясно, что лот на торгах будет один -- 450 га несуществующей земли с обязанностью ее намыть и построить морской пассажирский терминал. Предположить, что участников торгов будет больше одного, очень трудно.

По нашим данным, на "Морском фасаде" уже работает петербургская архитектурная фирма "А.ЛЕН", она проектирует пассажирский терминал. Руководитель фирмы Сергей Орешкин подтвердил "Городу" факт участия в работе, но отказался от комментариев, сославшись на условие конфиденциальности в контракте с "Морфасадом".

"А.ЛЕН" известен в Петербурге по зданиям автоцентров и малоэтажной застройке. По нашим сведениям, для фасада предлагается простая функциональная архитектура. Никаких окон в Европу и обратно, а также прочих излишеств, которые пару лет назад доминировали на архитектурном конкурсе. Прибывающие лайнерами богатые туристы должны побыстрее пройти паспортно-таможенные формальности и погрузиться в лимузины, которые повезут их к цели поездки -- историческому центру Петербурга. Туристам незачем задерживаться в порту.

Несмотря на уверенные заявления морфасадовцев, ряд специалистов по-прежнему не видят перспектив у этого проекта. По нескольким причинам.

Первое. Технологии искусственного уплотнения намывного грунта действительно существуют, но они апробированы только в южных странах. В Европе ничего подобного не делали. В устье Смоленки твердые кембрийские глины залегают на глубине около 50 метров. В этом случае простая усадка земли потребует не менее 5 -- 7 лет, с технологиями консолидации -- в два раза быстрее, но все равно это много дольше заявленного "Морфасадом" срока.

Второе. Руководители "Морфасада" тщательно избегают даже косвенных разговоров о размерах инвестиций. Говоря о намыве, г-н Пукшанский заметил, что это выгоднее, чем рекультивировать городскую землю (например, из промышленной зоны делать офисную). На вопрос "Города", во сколько раз выгоднее, он ответил: "намыв не дороже", но добавил, что деньги на фасад будут вкладываться венчурные, то есть рассчитанные на окупаемость в светлом будущем.

Третье. При подготовке нового Генерального плана Петербурга было подсчитано, что морским путем в Петербург прибывает не более 10% туристов. И вряд ли их станет больше. Это эксклюзивный вид туризма для богатых. Ощутимые доходы инвестору может принести массовый туризм. Подводя итоги 2005 года, питерские туроператоры отметили, что многих туристов отпугивают слишком высокие цены на гостиницы. Морской круизный тур дороже как минимум на порядок.

Справка

Участники проекта "Морской фасад Петербурга" сравнивают его с созданием парижского района Де Фанс. Строительство Де Фанс заняло 25 лет. Акционерное общество, которое вело проект, разорялось 6 раз. Каждый раз правительства Помпиду, Миттерана, Ширака последовательно вытаскивали фирму из долговой ямы. Там это называется "преемственность градостроительной политики".

Вадим Шувалов

Социальный пульс города  »
Юридические статьи »
Читайте также