Поделим на троих? Битва за право возить нас по городу переходит в гражданско-правовую плоскость. И одновременно – в уголовную

Все сильнее разгорается скандал вокруг проведенного недавно конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в черте города. Как стало известно позавчера, Городская прокуратура обнаружила в этом деле факты нарушения законодательства со стороны Комитета по транспорту правительства Петербурга. Сотрудники надзорных органов считают, что в ходе конкурса произошло смешение понятий «социальный» и «коммерческий» маршрут, и намерены участвовать в «тематических» судебных процессах по искам автотранспортных компаний к профильному ведомству, целая серия которых пройдет в ближайшее время в городском Арбитражном суде.

На этом фоне апологеты частных наземных перевозок заявляют, что конфликт между победившей и проигравшей в конкурсе сторонами обострился до крайности и приобрел выраженную криминальную окраску. Так, предприниматели Логинов, Коваленко, Юрепин и многие другие утверждают, что их откровенно выдавливают с тех или иных коммерческих маршрутов, в адрес руководителей фирм и водителей постоянно поступают угрозы физической расправы.

– Мне звонят по телефону неизвестные люди, – рассказал вчера вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков Александр Масюк, – и ласково интересуются: как здоровье – твое, жены, детей? Не боишься, мол?.. А на шоферов нападают, избивают, доходит чуть ли не до поножовщины...

Первый замглавы Комитета по транспорту Николай Константинов полагает, что с конкурсом подобные инциденты никак не связаны: по его мнению, таким образом эмоциональные водители выясняют отношения между собой, а поводы для этого всегда найдутся: кто-то кого-то подрезал, кто-то занял более выгодное место у метро и т. д. Абсолютно несостоятельны, с позиции руководства транспортного цеха, и ссылки на то, что, дескать, огромное количество людей – сотрудники оставшихся за бортом предприятий, их семьи – обречены теперь едва ли не на голодную смерть.

– Рынок есть рынок, – напоминает г-н Константинов, – людей нанимают, увольняют, это нормально. А конкурс проводился вовсе не с целью кого-то трудоустроить. Вместе с тем дефицит водителей категории Д приближается сейчас в городе к полутора тысячам вакансий. Пожалуйста, работайте!

Вообще, по оценке чиновников, петербуржцы от проведения пресловутого конкурса только выиграли: стало больше порядка. А с первого апреля в северной столице и вовсе начнется транспортный рай: полку автобусов прирастет в полтора раза.

Впрочем, далеко не все рядовые граждане, ради блага которых якобы и затеяна реформа, этот оптимизм разделяют. Приемные депутатов Законодательного собрания завалены жалобами; люди перечисляют номера маршрутов, где так называемого социального транспорта с каждым днем приходится ждать все дольше, порой по полтора-два часа! Особенно страдают окраины – Колпино, Царское Село. Случайно ли? Ведь как раз в этих районах нет другого общественного транспорта, кроме автобуса...

«В Кронштадте все это пройдено еще год назад, – указывает в запросе губернатору (копия направлена в Горпрокуратуру) депутат ЗакСа Сергей Гуляев. – При использовании административного ресурса с рынка местных частных перевозок были выдавлены все небольшие компании. Пришедший им на смену «Третий парк» несколько месяцев демпинговал, снизив стоимость поездки с 20 до 15 рублей. А как только конкуренты были устранены, цены у монополиста подскочили до 40 рублей...»

С точки зрения парламентария, подобная ситуация распространится в ближайшее время на весь мегаполис.

– Город поделили на троих, – подчеркнул он вчера на встрече с журналистами. – В финал конкурса вышли шесть фирм, которые фактически принадлежат трем хозяевам. При этом структуры-победители не стесняясь предлагают своим выпавшим из обоймы коллегам по цеху теневой субподряд.

Народный избранник подытожил, что, если за каждый выход машины на маршрут с перевозчиков-аутсайдеров требуют, по свидетельствам последних, по 500 рублей, – то за год, в расчете на 2000 автобусов, черные дивиденды составят 360 миллионов.

Сами представители малого и среднего бизнеса, подвизающиеся на ниве городских общественных перевозок, уверены, что их право работать на том или ином участке должно носить сугубо заявительный характер: предъявил лицензию, уведомил власти – и езжай, а уж пассажир проголосует рублем. По мнению же чиновников, так можно дойти до абсурда и получить в итоге полную неразбериху. Вместе с тем г-н Константинов выразил готовность принять доводы вытесненных с рынка перевозок коммерсантов, коли тех поддержат прокуратура и суд.

Валерия Стрельникова

Юридические статьи »
Читайте также