Предприятия придумывают свои схемы

Фирмы в Петербурге используют разные варианты франчайзинга.

Генеральный директор ООО "Нева-Сэт" (сеть "Крошка-картошка") Сергей Кулинич пояснил, что у них франчайзинг упрощен: ООО "Нева-Сэт" получила право на использование торговой марки, в ответ московская компания -- основатель сети ООО "Технология и Питание" выступила соучредителем фирмы, в то же время петербургская фирма сохраняет значительную долю самостоятельности в принятии решений различного характера.

В регионах же "Крошка-картошка" развивается уже по классической схеме франчайзинга. Основное опасение -- существующее законодательство оставляет слишком много лазеек для недобросовестных действий потенциальных франчайзи.

Две дороги

Наиболее распространены два вида франчайзинга.

Прямой франчайзинг: франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). По такому принципу работает американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти.

Мастер франшиза: международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату. Такую схему выбрал, например, Kоdak, поручив курировать свою сеть российскому ООО "Кодак".

Нюансы договора

Франчайзи не является полным владельцем товарного знака, он просто имеет право использовать его на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы взносов оговариваются во франчайзинговом договоре. Также в договоре оговариваются другие необходимые выплаты, которые может потребовать франчайзер.

по закону

- В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения.

- Единственный раз в гл. 54 Гражданского кодекса РФ упоминается, что франчайзинг тождествен коммерческой концессии.

- На основе этой правовой нормы предлагается решать все вопросы, связанные со взаимоотношениями франчайзеров и франчайзи.

- Большая часть действующих в России франчайзинговых сетей договором коммерческой концессии не пользуется, в лучшем случае он включается в пакет других документов, которые подписывают партнеры.

Лидия Лазарева

Юридические статьи »
Читайте также