Петербургу пора "похудеть"

Недавно руководство северной столицы порадовало горожан новой концепцией генплана развития Петербурга. Многие наверняка уже читали этот документ либо слышали о нем. Мне тоже было небезынтересно ознакомиться с тем, как видят перспективу Петербурга специалисты, и я (признаюсь, не без придирчивости) ознакомился с текстом.

В основу генерального плана положена идея "открытого европейского города" - при разработке концепции ориентировались на европейский стандарт качества городской среды.

Город будущего пропускает через себя и частично перерабатывает 460-500 млн тонн грузов в год. Он принимает ежегодно до 6 млн туристов, располагая при этом 60-70 тыс. гостиничных мест, исполняет функцию крупнейшего центра науки, культуры, подготовки кадров, здравоохранения и профессионального спорта. Однако по мере приближения к конкретным цифрам вопросов становится больше. Так, по расчетам, к 2015 году будет обеспечен рост объемов промышленного производства в 2 раза.

Что ж, дело, безусловно, хорошее. Однако для такой цели нужно очень хорошо потрудиться. То есть создать почву для притока инвестиций и квалифицированных кадров. А для этого не лишним было бы придержать рост цен на недвижимость, который тем больше, чем больше разговоров о переносе столичных функций в город на Неве.

Пик этих разговоров пришелся на подготовку к празднованию 300-летия Петербурга. Что в результате? Цены на недвижимость догоняют московские. Стоит ли при этом рассчитывать на бум производства и рост инфраструктуры?

Разработчики концепции понимают, что увеличение валового регионального продукта в 2,5-3 раза к 2015 году потребует 2,7-2,9 млн квалифицированных специалистов. Обеспечить такой объем рабочей силы можно на основе сочетания местного трудового ресурса и привлеченных из других регионов специалистов ("трудовых мигрантов"). Но и местным, и приезжим нужна жилплощадь...

Далее. К 2015 году численность населения Петербурга стабилизируется на уровне 4,8-5 млн человек. Это красиво, но нереально. Потому что современной экономике, где нет места для гигантских производств, такой мегаполис не нужен. Тем более в культурной столице Европы. Да и каким бы ни был миграционный приток и уровень рождаемости (оба показателя пока крайне малы), уровень смертности сведет на нет все усилия молодых мам и новых Ломоносовых.

По некоторым оценкам, к 2011 году количество пожилых жителей Петербурга составит 27 процентов от общей численности населения. За последние 10 лет смертность в Петербурге возросла, а рождаемость упала. И было бы неразумно закладывать в план демографический рост "стахановскими" темпами.

С другой стороны, Петербургу не помешало бы некоторое "похудание". 5 млн для такого города, на мой взгляд, слишком. А вот население окружающей Ленинградской области могло бы увеличиться с сегодняшних 1,6 млн до 2-2,5 млн человек. К этому есть все предпосылки. Ведь крупное производство выгоднее разворачивать не напротив Эрмитажа, а на просторах Ингерманландии.

Авторы концепции считают, что к 2015 году произойдет 12-процентное увеличение объемов городских пассажирских перевозок. 82 процента будет обеспечиваться общественным и 18 процентов - индивидуальным транспортом. Предусмотрено увеличение протяженности линий метрополитена на 41,5 км.

Это еще одна прекрасная цель. И я снимаю шляпу перед авторами концепции. Вкупе с желанием оградить центр города от излишнего автотранспорта (как это сделано в Европе), авторы делают переворот в современном понимании жизни города. Однако практически осуществить транспортную революцию будет сложно. Денег из Москвы на метро и прочие "штучки" ждать не приходится, а собственных средств у Петербурга не хватит.

Благородная идея строительства "перехватывающих" автостоянок у въездов в центр тоже упирается в нехватку финансирования. А сами автолюбители вряд ли станут субсидировать эти новшества. Зачем, когда можно поставить машину у тротуара, причем совершенно бесплатно...

Кто бывал в Москве, знает, какой кошмар творится на улицах Первопрестольной от массы автомобилей, стоящих везде: на тротуарах, детских площадках, на пешеходных переходах. Все это от бескультурья водителей и нежелания властей бороться с этим варварством. Но если Петербургу удастся сделать это, он станет первым действительно европейским городом в России.

Александр Вертячих, журналист, Москва

Жизнь опять подорожает  »
Юридические статьи »
Читайте также