В Питере поймали "шпионов"

Они собирали информацию, благодаря которой можно наносить точечные ракетно-бомбовые удары

Волна шпионских скандалов прокатилась по Европе, не миновав России. В Москве засветился английский дипломат с суперсекретными камнями, сложная электронная начинка которых служила современнейшим техническим средством передачи информации от агентов резиденту британской Ми-6. И вот - очередная новость с "полей невидимого фронта". И в этот раз таким фронтом оказался наш родной город. Год назад петербургскими чекистами были задержаны двое граждан Украины...

Как заработать много и быстро

Одессит Александр Ткаленко к своим почти сорока годам из летчиков ушел в бизнес - организовал мини-таксопарк. Но один из его водителей погиб (в машине взорвался газовый баллон), и бизнес пошел под откос. Разорившись, Ткаленко начал "бомбить" в одиночку. Но постоянно искал денежную работу.

И тут в начале прошлого года в Интернете ему на глаза попалось объявление некой фирмы "Промаркетинг "Украина"": "Для участия в навигационном проекте требуется водитель на з/п 800 у. е. + командировочные 30 у. е./сут. +моб. связь + страховки". Претенденту на столь завидное по украинским меркам место надо было иметь опыт вождения, загранпаспорт, знать английский язык, уверенно пользоваться ПК.

Цель проекта - создать электронную навигационную карту России, Белоруссии и Грузии для дальнейшего использования в географических информационных системах (ГИС), предназначенных для автоматизации транспортных перевозок с использованием системы спутниковой навигации GPS. От работников требовалось заносить угловые координаты наземных объектов навигационного направления с GPS-навигатора в базу данных и передавать информацию в офис работодателя.

Ткаленко загорелся желанием стать таким "сотрудником" и начал подыскивать себе напарника - хорошего водителя через Интернет. В ответ на его объявление многие виртуальные собеседники посмеялись: "Надо добавить в это "коммерческое предложение" риск быть привлеченным за шпионаж. Во всех трех указанных государствах!"

Напарника нашел. Умелого шофера Руслана Притулу ему предоставила все та же фирма "Промаркетинг".

И вот после обкатки по украинским трассам 2 апреля пара украинских "автотуристов" приступила к работе. Они поехали по российским дорогам от границы с Украиной через Москву в Петербург, помечая важные объекты: мосты, тоннели, переезды. И тут же собранную информацию передавали в кодированном виде в центральный офис в Киеве. Добрались до Санкт-Петербурга и начали работать в его окрестностях.

Лжегеодезистов задержали

Объявление в Интернете привлекло внимание не только украинских хлопцев. В Управление ФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратились руководители одной из организаций города, специализирующихся на геоинформационных системах. Контрразведчики довольно быстро вычислили "наемников" - Ткаленко и Притулу. И задержали, когда те возвращались в Питер из Выборга.

Украинские парни хором уверяли, что, мол, и знать не знали, что занимались шпионажем ! Но им не поверили. Не наивным же ребенком был сорокалетний Александр Ткаленко. Бывший летчик, он числился внештатным инструктором по парашютной подготовке службы безопасности Украины. И прекрасно знал, для каких целей могут быть использованы данные, которые он собирал в России.

Фирма кинула "сотрудников"

Сотрудники ФСБ связались с офисом "Промаркетинга" в Киеве, который нанял странных "туристов". Оттуда пришла бумага, которая была заготовлена фирмой заранее и подписана ее директором подданным Нидерландов Дирком Смитсом ван Ойеном. В документе сообщалось, что Ткаленко и Притула являются ее сотрудниками и работают от имени голландской компании AND. Однако никакой юридической помощи своим сотрудникам фирма не оказала, предоставив им выкарабкиваться из плачевного положения самостоятельно.

После этого украинские парни дали свидетельские показания.

Контрразведчикам удалось с помощью следственных органов СБ Украины выяснить, что основным заказчиком работ является голландская компания "AND Products BV" - солидная фирма, длительное время работающая на рынке геоинформационных услуг. Однако заказ для фирмы "Промаркетинг" был дан не напрямую, а через посредника, оффшорную компанию "JBB-eSolutions".

Странно, что компания, много лет занимающаяся составлением цифровых карт, передает через третьих лиц важнейший заказ некой компании "Промаркетинг", которая до этого занималась... рекламой пива.

И тут встает закономерный вопрос: а не являлось ли громкое имя фирмы AND только прикрытием для истинного заказчика "работ", который предпочел остаться в тени?

По закону, чтобы собрать сведения для автомобилистов, компания "Промаркетинг" должна была обратиться с официальным запросом в Федеральное агентство по геодезии и картографии России. Нашей стране, по самым скромным подсчетам, эти работы принесли бы более 8 миллионов рублей.

Руководителю Дирку Смитсу ван Ойену было предъявлено обвинение по статье "Незаконное предпринимательство" . К сожалению, только заочно, так как он - житель Нидерландов.

ВАЖНО

Следствие выяснило, что полученная Ткаленко и Притулой информация непригодна для автомобильной навигации. А для чего же она тогда нужна? По мнению экспертов, чтобы изучить приграничные территории, состояние приграничных дорог.

Полученные украинскими хлопцами географические координаты отработаны с погрешностью менее полутора метров. Такая точность является секретной . Для работы с такими данными необходима специальная лицензия ФСБ России.

Надо учесть и еще один факт. На маршруте движения незваных гостей располагались объекты, имеющие важное стратегическое и оборонное значение.

Так что собранная украинскими "автомобилистами" информация, которая кажется безобидным уточнением карт автомобильных дорог, будет просто бесценна при военных действиях. Ведь с ее помощью можно точно наносить ракетно-бомбовые удары по стратегически важным объектам: воинским частям, железным дорогам, вокзалам, аэродромам, мостам, тоннелям. Что, кстати, и происходило во время бомбежек в Сербии, Ираке, Афганистане, Югославии после работы в этих странах "специалистов" по спутниковым навигационным системам и цифровым картам.

Компетентно

Подполковник Вооруженных сил РФ Юрий Саранчев. В 2001-2002 гг. - офицер-журналист и военный наблюдатель международного контингента SFOR на территории Боснии:

- В период службы на территории бывшей Югославии мы очень часто пользовались системой спутниковой навигации. Там это дело очень здорово развито и помогало нам не заблудиться на незнакомой местности. Но, видимо, как у каждой медали есть оборотная сторона, так и у подобных систем запросто может быть "двойное дно". Связанное, в том числе и с возможностью нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов по наземным объектам. Вероятно, развитость в этой области Югославии позволила в свое время американцам очень точно бомбить оборонные и секретные объекты небольшой балканской страны.

На заметку

Из этой истории ясно видно, как легко можно вляпаться в шпионаж даже по Интернету. И что преступления такого масштаба раскрывают в том числе и благодаря обычным людям.

Если вы увидите в мировой паутине нечто подобное, сообщите об этом по телефону (495) 914-22-22 или электронной почтой по адресу fsb@fsb.ru В тексте сообщения подробно опишите событие, его время, дату и участников. Для лучшей организации работы по вашей информации просьба указать свои контактные реквизиты (телефон, адрес электронной почты, почтовый адрес и т. п.).

В УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области можно обратиться по адресу: 191123 г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 4. Тел. приемной: (812) 438-60-03. Тел. дежурного: (812) 438-71-10 (круглосуточно). Подразделение общественных связей: (812) 438-66-69. Тел. доверия: (812) 438-69-93.

Конфиденциальность полученной информации гарантируется.

Татьяна Зазорина

В Питере поймали "шпионов"  »
Юридические статьи »
Читайте также