Прицел по российским самолетам

Летайте самолетами российских авиалиний! И вы избавитесь от комплекса страха в вашей повседневной жизни. Потому что вы поймете, что ночные кошмары или иной неожиданный испуг -ничто по сравнению с упоминанием о том, что "ваш самолет может быть сбит", которое, возможно, в скором времени появится на авиабилетах. Российские авиакомпании могут зарекомендовать себя в качестве самого экстремального аттракциона, опасного для жизни. Но известно, что у страха глаза велики. Так есть ли повод, чтобы впадать в авиафобию?

Кто рискует, тот не пьет... не ест и не живет

Если вы решили воспользоваться услугами российской авиакомпании, вы должны четко осознавать, что появляется реальная угроза для вашей жизни. Покупая билет, вы как будто покупаете лотерейный талончик, причем выигрышем будет ваша безопасность и сохранность. Конечно, риск - дело благородное. Но благородством людской род не продлишь и сердце не успокоишь.

Фантазий на тему "угроза жизни в воздухе" много. Однако речь идет даже не о террористах-смертниках, которые могут проникнуть на борт авиалайнера. И не о бандитах, которые могут захватить самолет. Еще будучи на земле с авиабилетом в руках, у вас несомненно подкосятся ноги от возможной опасности, которой есть очевидное подтверждение. Две фразы, приводящие в панику, возможно, надолго зависнут в памяти мирных граждан: "Ваш самолет может упасть" и "Ваш самолет может быть сбит". Что же они означают и стоит ли этому верить?

Почему самолеты не летают так, как птицы...

Отечественные самолеты падают, выходят из строя и часто не проходят техосмотр. По свидетельствам СМИ, это стало установленным фактом. Действительно, все стареет, ветшает. За всем необходим уход. А у нас, как известно, ждут до последнего. Ремонт и обновление только после трагедии. К тому же, исходя из опыта некоторых скандалов в прошлом, если и обновление самолетов, то с использованием старых деталей. Естественно, зачем же выкидывать, авось пригодится?

Министр транспорта РФ Игорь Левитин недавно лично заявил о ненадлежащем состоянии авиапарка российских авиалиний. По его данным, по меньшей мере половина всех российских самолетов безнадежно устарела: "Страна подошла к черте, когда кризис в авиапроме стал угрожать безопасности России". По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Юрчика, российские авиакомпании располагают всего лишь 46 отечественными самолетами нового поколения. За весь прошлый год российские авиаперевозчики закупили всего 17 бортов отечественного производства. В то же время ими было приобретено 30 воздушных судов зарубежного производства.

Последний скандал в среде российских авиаперевозчиков случился в апреле 2002 года. Именно тогда в силу вошли ограничения по шумам в аэропортах ЕС. Эти ограничения были приняты в 1991 году и запретили совершать полеты самолетам с повышенными шумовыми характеристиками. Ряд российских авиакомпаний не смогли соответствовать нормам, и вследствие этого перевозчикам пришлось сократить число полетов в страны ЕС. Ответным шагом со стороны России стало введение ограничений на прием иностранных самолетов в аэропортах Москвы и Петербурга, на месяц было сокращено число рейсов в Россию скандинавской авиакомпании SAS, немецкой Lufthansa и голландской KLM.

Сейчас Министерство транспорта РФ сообщило, что к 2012 году в России не останется самолетов "Ту-154" и "Ту-134": их планируется вывести из эксплуатации.

Как сообщили корреспонденту "ТС" в авиакомпании "Пулково", сейчас на балансе предприятия находится 45 самолетов, из них 19 - марки "Ту-154М". Другая модификация "Туполева" - лайнеры "Ту-154Б" - сейчас активно выводятся из эксплуатации. Причина их вывода тривиальна: самолеты снимают с линий из соображений экономии, они потребляют чересчур много топлива и, кроме того, не соответствуют международным "шумовым" нормам.

Парк самолетов обновили "Боингами-737". Планируется заменить технически устаревшие "Ту-134", которых в "Пулково" осталось 10.

Лети! Стрелять буду!

Вероятность того, что самолет упадет от неисправности, велика. Но об этом стоит только догадываться. Не все же ознакомлены с нынешним состоянием транспортных авиасредств. К билету, купленному в авиакассах, не прилагается паспорт техосмотра. Зато в скором времени, может быть, на билетах появится следующее предупреждение: "Ваш самолет может быть сбит". И причиной тому не виртуальная игра "Топ Ган". Наоборот, из гуманных соображений. Ведь предупрежден - значит, вооружен.

Дело в том, что Закон "О противодействии терроризму" , принятый депутатами Госдумы в третьем чтении и одобренный Советом Федерации 2 марта, наделал немало шума еще на стадии проекта. Главной интригой закона стал пункт, разрешающий военным сбивать гражданские самолеты, захваченные террористами. Идею жертвовать жизнями сотен человек ради спасения тысяч поддержали и в Госдуме, и в Совете Федерации. Сторонники документа утверждали, что аналогичные законы уже действуют во многих странах мира, например в США.

Противники подобной борьбы с террористами уже всеми силами добиваются отмены аморального, по их мнению, закона. Так, активисты правозащитной организации "Гражданский контроль" в Санкт-Петербурге заявили о необходимости размещать на авиабилетах информацию о том, что пассажирский лайнер может быть сбит. По мнению юристов, пассажиров необходимо информировать об угрозе и писать на билетах примерно следующее: "Самолет, на котором вы совершаете полет, может быть сбит, если центру по борьбе с терроризмом станет известно, что на борту самолета находятся террористы". Такие же предупреждения должны быть размещены и на досках информации рядом с пунктами продажи билетов на все авиарейсы, проходящие через территорию России.

Рожден - значит, смертен

Вероятность появления таких надписей на авиабилетах, как считают специалисты, ничтожно мала. В авиакомпании "Пулково" нам заявили: "Только в том случае, если появятся нормативные документы, обязывающие распространять, печатать какую-либо информацию, мы будем вынуждены это делать. А пока для этого нет никаких оснований. Заявление для авиакомпаний не имеет никакой юридической силы, пока оно не будет реализовано в форме соответствующего нормативного акта. Если следовать логике "Гражданского контроля", тогда нужно требовать, чтобы на свидетельстве о рождении ставилось предупреждение о том, что человек обязательно умрет. Но это же абсурд".

Конечно, пахнет нелепостью. Но человек - существо, полное фобий и страхов. А посему даже вероятность такого нововведения может повергнуть в панику население. Даже в "Пулково", насторожившись, нас попросили прислать все вопросы в письменном виде и только с корпоративного адреса под предлогом все того же Закона "О противодействии терроризму". Вдруг электронный ящик будет сбит метким попаданием спам-снаряда или чем-то еще хуже? И люди станут реже летать на отечественных самолетах. Да и хлопот у авиакомпаний прибавится. Например, придется перезаключать договоры со страховыми компаниями. В документах должно быть прописано, что страховщики берут на себя выплаты в том случае, если самолет будет сбит.

Ладно, не будем летать в Египет, поедем на поезде в Сочи. Это даже и хорошо - рейтинг российских самолетов упадет, зато возрастет рейтинг российских курортов. Но как же деловые встречи, семинары и соревнования? Спортсменам, страшно не страшно, а лететь надо. Алексей Мишин, тренер фигуриста Алексея Плющенко, недавно вернувшись из Турина, поделился своими размышлениями по этому поводу: "Если рассматривать в вероятностном отношении, то гибель трехсот пассажиров приведет к более тяжелым последствиям, если террористу действительно доведется куда-то отправить самолет. Сбивать самолет с людьми - это достаточно сурово. Сам я бы испугался, если бы мне сообщили, что на борту самолета, в котором я нахожусь, террорист. Хотя, например, в Турин мы бы полетели даже при условии, что вероятность того, что самолет может быть сбит, была бы пятьдесят на пятьдесят".

Лететь или не лететь? Вот в чем вопрос. А на ответ минимум времени и три варианта ответа: "Самолет упадет", "Не упадет, собьют", "Останешься на земле, самолет упадет на тебя". В любом случае теория вероятности сработает с точностью пятьдесят на пятьдесят. Поэтому лучшее средство борьбы со страхом - высказаться. Вот мы вам все и высказали. А вам уж решать.

Справка "ТС"

Международные законы запрещают сбивать пассажирские самолеты. Соглашение о международной гражданской авиации гласит: "Страны, подписавшие соглашение, признают, что каждая страна должна отказаться от намерения использовать оружие против пассажирского самолета в то время, когда он находится в воздухе, и, в случае преследования, жизни людей на борту не должна угрожать опасность".

Однако в последнее время международный опыт противоречит данной конвенции. В США после 11 сентября заявили о готовности сбивать самолеты. Похожие нормы приняты в Индии, Польше, Турции, на Украине. Греция вводила это правило на время Олимпиады в Афинах. С другой стороны, КС ФРГ на прошлой неделе признал неконституционным закон, позволяющий ВВС сбивать захваченные террористами самолеты, ибо он несовместим с фундаментальным правом на жизнь.

Ян Гравшин, Александра Серова

Председатель считает квартплату  »
Юридические статьи »
Читайте также