Чуть-чуть столкнулся - не жди инспектора

Правила оформления дорожно-транспортных происшествий ждут очередные изменения . Инициатором данных изменений выступило Министерство финансов РФ, которое направило в Минюст предложение исключить участие инспекторов ДПС на авариях без пострадавших, где сумма нанесенного ущерба составляет не более 20 тысяч рублей. Услышав об этом, знающие реалии российской дорожной жизни эксперты схватились за голову. Если характеризовать их мнение кратко, то оно звучит так: что европейцам хорошо, то для русских неприемлемо.

Минфин отрапортовал бодро: сейчас Минюст быстренько предложение одобрит, в марте его рассмотрит правительство, а спустя месяц-полтора - Госдума.

В общем, в лето "въедем" с обновленными правилами обязательного страхования гражданской ответственности.

Однако при ближайшем рассмотрении возникают подозрения, что те чиновники, что разрабатывали проект ("сплагиатили" его у европейцев), очень плохо знают реалии российских дорог. Для дисциплинированной Европы совершенно нормально, когда два слегка стукнувшихся водителя сами рисуют схему ДТП и направляются в полицию и в свои страховые компании. У нас же ситуация совершенно иная. Во-первых, интересно, а пробовали ли разработчики этого проекта сами зарисовать схему на оживленной трассе и остаться при этом в живых? Во-вторых, в отличие от европейцев, у нас в 90 процентах случаев каждый водитель уверен, что прав именно он. И убедить их в обратном кроме дознавателя ГИБДД могут только четверо хмурых братков с бейсбольными битами наперевес. В-третьих (возвращаясь к браткам), инспекторы ДПС на месте аварии играют роль не только замерщиков, но и представителей правоохранительных органов, которые в случае чего могут успокоить не в меру разбушевавшегося участника ДТП. В-четвертых, в Европе хорошо развит институт аварийных комиссаров. У нас он пока находится в зачаточном состоянии. В-пятых, как водитель на глаз сможет определить: превышает нанесенный его машине ущерб 20 тысяч рублей или нет? А если показалось, что не превышает (инспекторов не вызвал), а оценщик насчитал 25 тысяч, то что делать, кто будет оплачивать разницу в 5 тысяч?

Другой аспект касается страховых фирм. Проект Минфина предусматривает, что возмещать ущерб пострадавшему автомобилисту будет не компания виновника ДТП, а его страховая фирма. Ранее было наоборот. Как отреагируют страховые компании на это новшество, пока неясно. Есть мнение, что негативно. И кстати, нет ли в этой инициативе Минфина противоречия самой идеи ОСАГО?

Что же касается сотрудников ГИБДД, то инспекторский состав в целом идею поддерживает. Но и у них есть вопросы. Например, вызвали на аварию, а там ущерб явно меньше чем на 20 тысяч. И что им делать? Уезжать или все-таки оформлять? У среднего и старшего офицерского состава отношение к проекту еще более осторожное. Многие из них знают работу ДПС не понаслышке и понимают, что западный опыт в условиях негласных правил на российских дорогах неприменим. По крайней мере, в ближайшие годы. Единственный, по их мнению, выход - постепенно приучать россиян вести себя на дороге так, как цивилизованные европейцы.

Олег Николаев

Судья одобрила атаку рейдеров?  »
Юридические статьи »
Читайте также