Прививка от «столбняка»

Государство ужесточает условия ведения игорного бизнеса. В результате сегмент игровых автоматов-«столбиков» должен значительно сократиться

С конца прошлого года в России наблюдается изменение государственной политики в сфере игорного бизнеса. Либеральное прежде отношение и федеральных, и региональных властей к рынку азартных развлечений заметно ужесточается. В частности, выдавать лицензии на игорную деятельность теперь будет Федеральная налоговая служба, а не Федеральное агентство по туризму и спорту. Кроме того, разработаны несколько законопроектов, серьезно ограничивающих игорный бизнес, которые Госдума должна была рассмотреть в конце января 2006 года. Однако поскольку проекты законов противоречат друг другу (один вовсе запрещает игорный бизнес в России, другой предлагает сделать это только в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи), их рассмотрение перенесено на февральскую сессию .

Пока вопрос не решился на федеральном уровне, власти многих российских регионов, в том числе и на Северо-Западе, сами устанавливают жесткие правила игры. В первую очередь эти меры касаются бурно растущего в последние годы сегмента игровых автоматов-«столбиков».

Ставки повышены

Наступление на игорный бизнес региональные власти начали с двух фронтов: исполнительного и законодательного. Как известно, в 2004 году право устанавливать налоговые ставки на игровые автоматы и столы было делегировано субъектам РФ, федеральная власть с тех пор лишь определяет максимальный размер выплат. Некоторые регионы, в частности Петербург , Ленобласть и Архангельская область , подняли ставки до максимально возможного уровня для игровых автоматов – 7,5 тыс. рублей в месяц за один аппарат. При этом в Петербурге и Архангельске по такой ставке операторы игровых автоматов платили налог уже в 2005 году.

В свою очередь, в намеченных к рассмотрению Госдумой законопроектах предлагается значительно поднять максимальный порог игорного налога: до 15 тыс. рублей в месяц за один игровой автомат и до 150 тыс. рублей за один игровой стол в казино (сейчас максимальная ставка – 125 тыс. рублей). Если законопроекты будут приняты, можно не сомневаться, что названные выше регионы произведут симметричное повышение.

Однако мало определить размер налога – нужно, чтобы его заплатили. А вот с этим в игровом секторе, и особенно в сегменте «столбиков», как раз большие проблемы. Даже сами представители игорного бизнеса не скрывают, что 15% игровых автоматов в России работают незаконно. По оценке депутата Госдумы Сергея Чижова, в 2005 году в России сумма налоговых сборов с игровых автоматов составила около 12 млрд рублей, тогда как приблизительный доход от «автоматного» вида игорного бизнеса превысил 100 млрд рублей.

Если говорить о Петербурге, то еще в 2004 году специалисты Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) обнаружили, что разница между количеством действующих на территории города автоматов, по данным районных администраций, и числом зарегистрированных в налоговых органах игровых аппаратов составляет около 3 тыс. штук. Аналогичные открытия сделали власти и в других регионах. В результате во многих городах Северо-Запада, как, впрочем, и в других регионах России, в середине прошлого года началась тотальная «инвентаризация» игорных заведений.

Очищение земли

Результаты инвентаризации в Петербурге выглядят так: в городе насчитывается 2721 объект игорного бизнеса, из них 1872 – отдельно стоящие игровые автоматы (типа «столбик», «ромашка»). Выяснилось также, что большая часть «столбиков» установлена на принадлежащих городу территориях незаконно: используемые под игровые автоматы объекты недвижимости предприниматели в свое время получили совсем под другие цели.

В Санкт-Петербурге, по данным на январь 2006 года, демонтировано 1465 незаконно установленных объектов игорного бизнеса

С октября 2005 года в Петербурге проводится демонтаж всех незаконных игровых автоматов, а также расторжение договоров аренды объектов недвижимости, где они действуют. По информации КЭРППиТ, на 16 января демонтировано уже 1465 незаконно установленных объектов игорного бизнеса и расторгнуто более 80 договоров аренды на помещения и земельные участки. Как пояснил корреспонденту «Эксперта С-З» начальник управления бытового обслуживания и развлекательного бизнеса КЭРППиТ Сергей Загреба, «сегодня ни на одном земельном участке, принадлежащем городу, игровых автоматов нет, а к 1 февраля оставшиеся нелегальные аппараты будут убраны и из городских помещений».

Игра по-крупному

Помимо ликвидации действующих нелегальных игровых автоматов, во многих регионах активизировалась законодательная деятельность по ужесточению правил размещения игорных объектов. При этом можно выделить две идеологии. Первая – региональные власти и главы городов стоят на том, что игорные заведения должны быть выселены за городскую черту. В частности, такие идеи высказывают в Вологде, в Архангельске.

Второй подход заключается в том, что городские власти жестко оговаривают, где игорные объекты не могут располагаться. Как правило, региональные законопроекты предлагают сделать запретными для игорного бизнеса жилые помещения, территории рынков и комплексов мелкорозничной торговли, площади в помещениях общеобразовательных и медицинских учреждений.

В результате входные барьеры на игорном рынке значительно выросли. По идее, это должно очистить его от мелких (и нередко нелегальных) игроков. В свою очередь, у крупных сетевых компаний, ведущих легальную деятельность, ужесточение правил игры особого беспокойства не вызвало: многие из них уже шли по пути укрупнения форматов. Можно предположить, что те крупные компании, которых нововведения все-таки затронут (в Петербурге это сеть «Джекпот», располагавшая игровыми залами в вестибюлях станций метро), скорее всего, смогут перестроить свои форматы под новые условия.

Остается добавить, что вероятность принятия Госдумой законопроекта, запрещающего игорный бизнес в российских городах, ничтожно мала. Все ограничится существенным ростом налоговой нагрузки.

Санкт-Петербург Надежда Брешковская

Плохая слышимость  »
Юридические статьи »
Читайте также