Регионам-донорам готовят подарок Считает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов

Завтра Государственная Дума окончательно рассмотрит проект бюджета, после чего он будет направлен в Совет Федерации и на подпись Президенту.

Как оказалось, бюджет, который проходил довольно-таки успешно через все думские терни, и члены Правительства до недавнего времени были довольны работой депутатов, не так уж и хорош. И виной тому, казалось бы, техническая поправка в 47-ю статью бюджета (подробно об этом писала "Российская бизнес-газета" в номере от 3 декабря), которая набрала почти 300 сторонников при третьем чтении проекта бюджета. О том, какие последствия она вызовет в части потери бюджетных денег, рассказывает на страницах нашей газеты заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов, который, к слову, голосовал против.

- Я бы не сказал, что эта поправка техническая, она меняет направление, по которому Правительство шло с середины 90-х годов, - создание Федерального казначейства и концентрация всех государственных средств на его счетах. Работа эта практически закончена. И сейчас можно с уверенностью сказать, что в результате у государства появилась возможность не хранить деньги на счетах в уполномоченных банках. И это означает многое: отныне финансовые средства страны, во-первых, гарантированы от потерь, а во-вторых, бизнес перестал зарабатывать на этих деньгах. И именно казначейству удалось отделить деньги государства от средств частного бизнеса.

На сегодняшний день уже сложилась функциональная система взаимодействия регионов с федеральным центром, доходы прозрачно расщепляются между регионами и федеральным бюджетом, каждый субъект Федерации видит исполнение своего бюджета в казначействе. А единый счет, который планируется ввести в ближайшее время, позволит избежать заимствований за счет использования остатков средств на счете ГУФК и оперативно использовать те деньги, которые находятся на счетах для подкрепления любого регионального бюджета или любой расходной статьи.

Принятая Думой поправка полностью противоречит линии создания единого счета, над которой уже не первый год работают Правительство и Минфин России, поскольку она фактически позволяет регионам-донорам хранить на счетах своих коммерческих банков средства региональных бюджетов. Мы уже знаем, что бывает в кризисных ситуациях с коммерческими банками, которые согласно рейтингам кажутся устойчивыми. И в 1995, и в 1998 году коммерческие банки, в том числе и те, которые обслуживали счета бюджетов, оказались банкротами. И вполне очевидно, что в случае очередного кризиса, исключить который полностью не может никто, государственные деньги, а вернее деньги региональных бюджетов, вновь окажутся под угрозой.

Создание подобного прецедента чревато разрушением всей идеологии и практики создания единой системы казначейства. Эта поправка опасна не только сама по себе - она создает брешь во всей системе казначейства. И еще одно соображение: сейчас тратятся довольно большие средства для окончательного завершения этой системы, в частности, на эти цели Мировой банк предоставил заем России в размере 400 миллионов долларов. В результате получится, что деньги будут расходоваться неэффективно.

Нельзя не отметить и тот факт, что эта поправка противоречит и конституционному принципу равенства субъектов Федерации: в Конституции написано, что все субъекты равны, и становится непонятно, почему это равенство не соблюдается в сфере финансов. Другими словами, получается, что регионы-доноры должны отличаться с точки зрения финансовой дисциплины от всех остальных субъектов. В принципе, думаю, что любой из регионов-реципиентов после принятия бюджета с подобной поправкой, подав иск в Конституционный суд, добьется позитивного для себя решения.

Мертвые деньги на службе государства

Похоже, что основные дискуссии по вопросу предоставить или нет регионам-донорам право распоряжения бюджетными деньгами, передоверив их коммерческим банкам, еще впереди. Помимо нижней палаты парламента есть еще и верхняя, а также Президент. Однако уже сейчас есть возможность эти средства, а речь идет об остатках, которые лежат под ноль процентов и не приносят дохода, пустить работать на казну без риска потерять их в этих банках. И такой опыт есть за рубежом.

В принципе то, за что проголосовали депутаты, поправки в 47 статью бюджета для российского бизнеса не секрет. Система казначейства начала создаваться в середине 90-х годов, и она должна была стать и практически стала противовесом банкам, где государство могло потерять и неоднократно теряло свои деньги. Надо отметить, что эксперты-практики практически единодушно высказались за то, что передавать бюджетные средства комбанкам нельзя.

В зарубежных странах, где система казначейства достаточно развита, наряду с управлением пассивами, то есть государственным долгом, существует система, которая позволяет управлять активами, то есть временно свободными средствами. К примеру, Минфин размещает ГКО. Как правило, бумаги со сроком обращения менее года - это денежный рынок, так называемые короткие заимствования. Короткие инструменты используются для того, чтобы при кассовом разрыве взять деньги, которые позволяют этот разрыв закрыть. Наряду с этим есть еще длинные бумаги, которые используются для развития фондового рынка. Возникает вопрос, нужна ли необходимость развития краткосрочного сегмента и нужно ли это сейчас.

Сегодня к этому идут. Казначейство работает по созданию единого счета, на котором в режиме он-лайн на каждый день можно отследить, сколько денег не затребовано, и использовать их в тот момент, когда они будут нужны. К слову сказать, и Международный валютный фонд прописал предложение по развитию системы управления долгом, где сказано, что существующие агентства не только выполняют функцию управления долгом, но и управления активами, ссылаясь на опыт Ирландии. Там есть национальное агентство по управлению счетами. Выглядит это так: в рамках казначейства существует комитет, который занимается операциями. Глава этого комитета назначается министром финансов, и комитет полностью подотчетен Минфину и казначейству. Пока для создания такой системы в России есть определенные сложности, и в первую очередь по причине того, что ЦБ активно скупает валюту, увеличивая таким образом денежную базу, а отсюда возникает проблема ее стерилизации, чтобы не разгонять инфляцию. Стерилизовать ее можно разными способами, и один из них, когда остатки Минфина лежат на счетах ЦБ без движения. Но тем не менее, считают эксперты, создание системы по управлению активами с тем, чтобы меньше заимствовать на денежном рынке, возможно в ближайшие три-четыре года.

Татьяна Конищева

Смена предмета договора Страхованию долевых рисков угрожает кризис  »
Юридические статьи »
Читайте также