Чиновник грозится съесть свою шляпу

Прокуратура Петербурга вынесла вице-губернатору Олегу Виролайнену предписание, указав на факты нарушения закона в ходе конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.

"Око государево" узрело, что решение чиновников предоставить без всякого конкурса победителям (6 перевозчиков из 24 претендентов) право работать по коммерческим маршрутам противоречит городскому закону "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования" , поскольку конкурс был объявлен лишь на социальные перевозки.

Это уже второй крупный общегородской скандал, связанный с транспортным конкурсом. Год назад Смольный проводил аналогичный тендер , однако его легитимность была оспорена в Арбитражном суде (при поддержке Федеральной антимонопольной службы). И вот вновь над городским комитетом по транспорту нависла вполне реальная угроза отмены итогов очередного конкурса. Напомню, что его итогом остались глубоко возмущены несколько десятков фирм (объединившихся в Ассоциацию независимых перевозчиков СПб), которых комитет по транспорту "единым пакетом" лишил права не только на социальные, но и на коммерческие перевозки. Кроме того, недовольны и многие горожане, которых, по их мнению, ожидают увеличение интервалов между автобусами и значительный рост тарифов.

Скандальную ситуацию комментирует заместитель председателя городского комитета по транспорту Николай Константинов.

— Ваши комментарии в СМИ по поводу законности конкурса выглядят противоречивыми. С одной стороны, Вы утверждаете, что конкурс проводился по процедуре горзаказа, но с другой — говорите о том, что он все же не укладывается в стандартную систему. Что же это было?

— Классическая система горзаказа предполагает размещение бюджетных средств у компаний-победителей. Маршруты, которые наш комитет выставил на конкурс, не подпадают под систему горзаказа, потому что за них город деньги не платит. Однако за работу на социальных маршрутах доплачиваются субсидии. Но субсидии — это не плата за работу, это лишь дополнение к тем деньгам, которые компания-победитель будет получать в виде выручки за билеты…

— Применялся ли этот "неклассический" подход когда-либо ранее?

— На социальных маршрутах всегда существовала система субсидирования… Суть нынешнего конкурса в том, что перевозчики боролись не за право получения денег из бюджета, а за возможность подписания договора с комитетом по транспорту на перевозку пассажиров…

— Но подписание договора автоматически предусматривало выделение конкретных субсидий. Речь, напомню, идет о 400 млн. руб.

— Да. Но это не является прямым размещением горзаказа… Именно поэтому и возникают разночтения у нас и у прокуратуры, с которой мы абсолютно не согласны. Действительно, в конкурсных лотах мы не указывали маршруты коммерческой сети, и перевозчики формально боролись за социальные маршруты. Однако в документации мы сразу оговаривали, что победители получат право на определенный объем работ, который предусматривал получение нескольких коммерческих маршрутов.

— Вы всегда говорили, что конкурс проводится прежде всего для того, чтобы улучшить качество обслуживания и что, в частности, роста тарифов на перевозки по итогам конкурса не будет. Однако в редакции есть копия договора с одним из победителей конкурса (документ подписан председателем Вашего комитета Александром Дацюком), где черным по белому написано: стоимость проезда на коммерческом транспорте будет 18 рублей. В то время как сегодня она даже в центре города не превышает 17…

— Мы не имеем права регулировать тарифы на коммерческих маршрутах, поэтому гарантировать, что цены останутся прежними, я не могу. Что касается социальных маршрутов, то в этом году они меняться не будут. Что произойдет в следующем году, я также сказать не в силах. Это зависит от многих факторов и прежде всего от цен на топливо. Вообще же, за тарифную политику на соцмаршрутах в городе отвечают несколько ведомств, в том числе комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, а решение о повышении стоимости проезда на социальных маршрутах принимает правительство Санкт-Петербурга.

Главный смысл реформы был не в том, чтобы регулировать тарифную политику перевозчиков, а в том, чтобы увеличить перевозки на социальных маршрутах. Мы в полтора раза увеличиваем количество больших автобусов на социальных маршрутах: с 1 апреля на линию выйдут более 800 машин. И если к 15 апреля ситуация не поменяется в лучшую сторону, я готов публично съесть свою шляпу!!!

— По итогам конкурса, за бортом остались многие перевозчики, которые работали в этой сфере услуг уже более десяти лет. Можно ли признать социально ответственной и законной политику города, которая ведет к сокращению рабочих мест?

— Наоборот, мы увеличили количество рабочих мест на полторы тысячи!

— Почему же перевозчики так бурно протестуют и даже обращаются за помощью в прокуратуру?

— Речь идет максимум о сорока предпринимателях, которым кажется, что для них это будет экономически невыгодно. Причем это люди, у которых реально нет возможностей предоставлять качественное и безопасное обслуживание.

— Почему же победители конкурса предлагают "недобросовестным" перевозчикам идти в субподряд?

— Перевозчики-победители обладают приличной ремонтно-технической базой, медперсоналом, диспетчерским контролем и т.п., и они на себя берут ответственность за качество обслуживания. Если будут замечены какие-то нарушения, мы тут же расторгнем договор.

Оксана Попова

Изменяя коррективы Бесконечные «улучшения» местного законодательства, с точки зрения сторонников оппозиции, выгодны только самим властным структурам – и как цель, и как процесс  »
Юридические статьи »
Читайте также