Торговые марки активно идут по рукам В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения

Право торговать или оказывать услуги под своей торговой маркой передают уже не только зарубежные компании, но и российские предприятия.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, ежегодно прирост договоров возрастает на 20%.

Франчайзинг -- это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Компания делает первоначальный взнос владельцу торговой марки, затем выплачивает ежемесячные взносы, при этом сама оплачивает затраты на создание бизнеса. Бывает, что владелец торговой марки предоставляет выгодные скидки на важные поставки.

Впервые франчайзинг появился России в 1993 г., когда Baskin Robbins продал первую франшизу. В Петербурге и на Северо-Западе франчайзинг активно распространился в последние 2 года.

Первые ласточки

ЗАО "Фабрика одежды Санкт-Петербурга" и СОАО "Регион" создали сеть фирменной торговли на основе десятка частных магазинов. По схеме франчайзинга также работают сети быстрого питания KFC, "Елки-Палки" и др.

В то же время McDonald"s, которая во всем мире работает по системе франчайзинга (80% из 30 тыс. ресторанов -- франшиза), в нашей стране все делает самостоятельно: рестораны строит и сырье производит.

Директор по связям с общественностью "Макдоналдс" в России (ЗАО "Москва Макдоналдс" и ООО "Макдоналдс") Светлана Полякова пояснила, что работать по классической франчайзинговой схеме мешает, во-первых, несовершенство российского законодательства, оставляющего неурегулированными отношения между держателем франшизы и франчайзи. И, во-вторых, на сегодняшний день компания "не видит потенциальных франчайзи, которые могут работать на уровне "Макдональдс".

по закону

- Франчайзер -- тот, кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

- Франчайзи -- тот, кто платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.

- Франшиза -- предприятие, существующее в соответствии с франчайзинговым договором.

- Сервисная плата (роялти) -- периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса.

есть мнение

Дмитрий Сундюков, юрист АКГ "Что делать Консалт":

"Есть два опасных момента, связанных с франшизой. Во-первых, если франчайзер (тот, кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему) меняет название своей компании, то договор с франчайзи (тот, кто платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату, т.н. роялти за права на бизнес) расторгается автоматически, если другое не оговорено в контракте. Таким образом можно избавиться от неугодных франчайзи. Во-вторых, в договоре должно быть детально и очень четко прописано, что представляет собой передаваемый коммерческий опыт. В противном случае франчайзи может передать его третьим лицам, а доказать это в суде на сегодняшний день очень сложно. Процессы по интеллектуальной собственности довольно трудоемки".

Лидия Лазарева

Юридические статьи »
Читайте также