Рейдерство: Нас ожидает пик бизнес-хищничества

На пресс-конференции в ИА «Росбалт» «Может ли государство противостоять экономическому терроризму?» журналистам был представлен Центр общественных экспертиз (ЦОЭ) по вопросам экономической безопасности предприятий, который еще в октябре прошлого года был организован при полпредстве президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Общественный крест

Руководитель ЦОЭ Владимир Ланцов подчеркнул, что поводом для создания центра послужило большое количество обращений в Общественную палату в связи с резким ростом незаконного захвата чужой собственности, разгулом так называемых компаний-рейдеров.

Среди задач центра — проведение экспертизы экономической безопасности предприятий, обобщение практики недружественных захватов и разработка методик защиты. Руководитель ЦОЭ также отметил, что полпредство планирует развить сеть таких центров в ряде других регионов округа.

Центр обещает бесплатные консультации, рекомендации по проведению комплекса мер тем компаниям и фирмам, которые уже подверглись агрессии, и тем, кто хочет проверить степень уязвимости своего предприятия. Но при этом речь о финансировании самого центра не идет. «Мы несем общественный крест», — сказал ответственный секретарь Общественной палаты при полпредстве президента в СЗФО Леонид Парунов. И добавил, что у ЦОЭ есть официальный партнер — московская группа компаний «РосРазвитие», которая специализируется на защите от поглощений.

Так что ЦОЭ переадресует обратившихся к ним за консультациями к специалистам в области корпоративных споров, и они, по словам г-на Парунова, «будут работать друг с другом напрямую». Услуги коммерческой фирмы, что и подтвердил генеральный директор ГК «РосРазвитие» Павел Петровский, естественно, платные. Так что бесплатными окажутся только посреднические услуги ЦОЭ. В центр уже поступило 7 обращений от предприятий. Но назвать их представители полпредства отказались, сославшись на конфиденциальность информации.

Чуть меньше «дела Ходорковского»

Москвичи пришли на петербург-ский рынок, подобрав себе при этом государственного партнера, не случайно. По оценке заместителя начальника ОРБ (оперативно-розыскного бюро) по налоговым и экономическим преступлениям ГУ МВБ РФ по СЗФО Александра Юдина, который также принял участие в пресс-конференции, в СПб пик деятельности компаний-рейдеров придется на 2006 год. В Москве этот пик уже пройден благодаря жесткой позиции местных властей.

По данным г-на Юдина, в СЗФО бизнес-хищники активизировались с конца 2004 года. За это время против лиц, подозреваемых в противоправном захвате чужой собственности, заведено 30 уголовных дел. Из них львиная доля — 25 дел приходится на Петербург и Ленобласть. В суд направлено пока три дела. Г-н Юдин подчеркнул, что ОРБ занимается только крупными предприятиями, которые оказывают влияние на экономику страны либо округа. Подчеркивая масштабность преступлений, которые ведет ведомство, г-н Юдин сказал, что «они чуть меньше «дела Ходорковского». И еще он отметил, что действующие в СЗФО рейдерские группы сосредоточены главным образом в Петербурге. На захвате предприятий специализируются 5—7 групп, которые называют себя консалтинговыми либо юридическими. В их составе очень опытные юристы. И уровень их квалификации постоянно растет, а квалификация следственных сотрудников не всегда соответствует должному уровню. Так что противодействовать им становится все сложнее. Рентабельность этого вида бизнеса — от 500 до 2000 процентов. Как правило, для захвата выбираются особо лакомые активы — имущественные комплексы и земля. Бюджет по захвату может составлять несколько миллионов долларов. А выручка от захвата имущественного комплекса — 30—40 млн долл. Определенный процент от выручки идет разработчикам схем захвата. (Кстати, на сайте www. Nacbez.Ru размещена статья, в которой приведена стоимость услуг всех этапов деятельности рейдеров — от разведки бизнеса потенциальной жертвы до разработки схемы и организации самого захвата, а также стоимость обеспечительных мероприятий, облегчающих захват, как-то: возбуждение уголовного дела против определенного лица, выпуск нужного постановления правительства, сюжет по центральному телевидению и т. п.).

По оценке г-на Юдина, возвратить имущество бывшему собственнику представляется делом чрезвычайно сложным, практически невозможным. Для этого надо признать недействительными череду имущественных сделок, которые проводились в течение нескольких лет и были одобрены судами.

Кашу маслом не испортишь

Г-н Парунов назвал одну из причин наблюдающегося в стране разгула рейдерства — отсутствие в РФ правовой базы и слабую развитость фондовой биржи. Собранная в целом по стране аналитика показывает, что в Москве, например, жертвами захватчиков стали компании, имеющие распыленный капитал. «Внесение корректировок в закон, — как отметил ответсек Общественной палаты при полпредстве, — надо готовить, опираясь на практику». В то же время «Эксперт Северо-Запад» со ссылкой на президента НП «Стратегия защиты» Владимира Максимова отмечает, что причиной рейдерства является «парадокс мегаполисов» — стоимость городских предприятий и их бизнесов значительно ниже, чем стоимость активов. Однако главной причиной незаконного передела собственности эксперт называет коррупцию чиновников и судей.

Представители масс-медиа так и не получили на пресс-конференции ответа на вопрос, может ли государство противостоять экономическому терроризму? Гендиректор «РосРазвития» Павел Петровский уже после пресс-конференции сказал, «что государство старается». А на вопрос журналистов, сможет ли общественная организация повлиять на борьбу с рейдерством, Александр Юдин ответил уклончиво: «Кашу маслом не испортишь».

Черный субподряд

Депутат петербургского ЗакСа Сергей Гуляев называет рейдерством действия Комитета по транспорту администрации города. В депутатском запросе губернатору Валентине Матвинко он отмечает, что в результате так называемого конкурса на обслуживание социальных маршрутов, который проводился в декабре 2005 года, Комитет по транспорту отстранил от работы более 50 коммерческих компаний, подвижной парк которых составляет около 2000 машин. Более 5000 человек, занятых в этом бизнесе, оказались под угрозой безработицы, сотни предпринимателей — на грани банкротства из-за невозможности рассчитаться за транспорт, который был взят в лизинг. Предполагаемый ущерб участников этого рынка, по самым скромным подсчетам, составляет около 40 млн рублей. При этом бюджет города недополучит в виде налогов около 100 млн рублей. Кроме того, городской бюджет понесет колоссальные потери в связи с тем, что с социальных маршрутов вообще не взимаются налоги, так как они дотационные. А объединение их с коммерческими маршрутами позволит шести победителям конкурса вообще не платить налогов, мотивируя тем, что прибыль идет на покрытие убытков, возникающих на социальных маршрутах. Кроме того, законом СПб «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год» на выполнение горзаказа по перевозке граждан предусмотрены еще и субсидии в размере более 400 млн рублей, которые благополучно освоят шесть победителей конкурса.

Депутат заостряет внимание на том, что сегодня победители конкурса предлагают проигравшим перевозчикам черный субподряд — работать на своих прежних маршрутах, выплачивая без всякого оформления «хозяину» 500 рублей в сутки наличными за каждый выход машины. Нетрудно подсчитать, что черная касса счастливых победителей конкурса составит около 360 млн рублей в год, не облагаемых никаким налогом (2000 машин умножить на 500 руб. и на 360 дней). Тем, кто не согласен работать на таких условиях, угрожают расправой, уничтожением имущества, запугивают семьи.

Жители Кронштадта все это прошли еще год назад, когда при административном давлении ТУ Приморского и Кронштадтского районов с рынка местных маршрутных перевозок были выдавлены все частные перевозчики и на их место пришел «Третий парк». Как только конкуренты были уничтожены, цены у монополиста выросли вдвое.

Создается впечатление, отмечает депутат, что Комитет по транспорту — это уже не подразделение администрации Санкт-Петербурга, которое должно отстаивать интересы города и горожан, а филиал одной из коммерческих структур, выигравших конкурс.

Кстати, прокуратура Санкт-Петербурга выявила, что в нарушение закона Санкт-Петербурга «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге» перевозчикам, выигравшим конкурс по группе социальных автобусных маршрутов, права на заключение договоров на перевозки по коммерческим маршрутам предоставлены без проведения конкурса. По выявленным фактам нарушений закона прокуратура Санкт-Петербурга внесла представление вице-губернатору Санкт-Петербурга О. А. Виролайнену.

Нелли Богорад

Жилкомхоз: Виновным признано ТСЖ  »
Юридические статьи »
Читайте также