Небеса на прилавке Воздушное движение отдадут в частные руки

Министерство транспорта России разрабатывает программу реформы единой системы организации воздушного движения (ОВД) в РФ. Реформа эта станет переворотом в воздушном пространстве, поскольку один из вариантов предлагаемой реформы воздушного движения в РФ предполагает приватизацию филиалов госкорпорации по ОВД и перевод военного ведомства в клиенты новой частной системы ОВД.

На сегодня единая система организации воздушного движения является на все сто процентов государственной структурой, которая подчиняется Минтрансу России. Кстати, что касается российской диспетчерской службы, то, по данным экспертов, она контролирует воздушную территорию в 25 миллионов квадратных километров, причем одновременно в воздухе могут находиться 700 самолетов, а всего над Россией за год пролетает более 600 тысяч самолетов.

- Нынешняя организация управления воздушным движением в РФ совершенно не способна обеспечивать нормальное функционирование своих активов, ибо они работают не на рыночных, а на социалистических принципах, - подчеркнул заместитель руководителя департамента экономики и транспортной политики Минтранса РФ Александр Рождественский. Среди доводов за необходимость такой реформы А. Рождественский назвал неэффективность предоставления услуг аэронавигационного обслуживания, нестабильность в представлении этих услуг, организационную и финансовую неэффективность системы. Кстати, вариант приватизации филиалов госкорпорации по ОВД и перевод ведомства в клиенты новой частной системы ОВД предусматривают и то, что собственниками авиадиспетчерской службы могут стать не только российские компании, но и иностранные.

По словам замглавы департамента Минтранса, Международная организация гражданской авиации ИКАО выработала рекомендации, по которым организация воздушного движения в стране должна проводиться автономной организацией. На самом деле это означает, что автономная организация не должна подчиняться Правительству и обеспечивать свое финансирование из пользовательских оплат, а не из бюджета. Высказываясь за реорганизацию системы ОВД А. Рождественский считает, что законодательно нужно утвердить и то, что сервис воздушного движения должен существовать на принципах рыночного самофинансирования. По его мнению, отрасль должна перейти от тарифов к ценам, причем цены должны регулироваться рынком, а не административными мерами. В то же время реорганизация системы ОВД должна привести к тому, что некоммерческая организация будет проводить аукционы на право организации воздушного движения в той или иной воздушной зоне - по мере возникновения такой потребности.

А. Рождественский убежден, что продолжение сегодняшнего пути ведет не только к росту государственных расходов и ростов забастовочного движения, но и закрывает возможность получить адекватное финансирование модернизации единой системы организации воздушного движения.

В свою очередь, можно только предположить, как к этому новшеству отнесутся авиакомпании. Поскольку тарифы будет диктовать рынок, ряд авиакомпаний, особенно мелких, разорится. Правда, этот факт особо никого не пугает, поскольку речь о сокращении авиакомпаний уже идет давно и на различных уровнях. И все же эксперты полагают, что многие авиаперевозчики, даже крупные, выступят против задуманной реформы Минтранса.

Людмила Морозова

Авиаторы отвечают прокурорам  »
Юридические статьи »
Читайте также