Регионам запретили вменять налоги малому бизнесу

Законопроект по реформированию налогообложения малого бизнеса преодолел самое опасное препятствие - верхнюю палату парламента. Сенаторы еще вчера были настроены отклонить этот проект закона. Причин было две – одна явная, другая – скрытая. В открытую сенаторы говорили о том, что законопроект создаст огромные налоговые дыры. Надо признать, что в этом она правы: у каждого крупного предприятия теперь возник большой соблазн скрывать свои истинные размеры, разделив дело на несколько мелких фирм, которые смогут пользоваться льготами по налогообложению. О второй, более главной причине своего недовольства законопроектом, сенаторы стыдливо умалчивали. На самом деле их беспокоило то, что новый закон лишит региональные власти права самостоятельно устанавливать ставку налога на малый бизнес, варьируя по мере необходимости доходность региональных бюджетов.

Накануне пленарного заседания сенаторов приехали уговаривать принять законопроект тройка политических тяжеловесов» министр финансов Алексей Кудрин, министр экономики Герман Греф и замглавы администрации президента Владислав Сурков. Сенаторы позволили себя уговорить. У этой уступки также было две причины. Причина формальная в том, что правительство пообещало в самое ближайшее время разработать и внести в думу поправки к данному законопроекту, позволяющие несколько уменьшить «налоговые дыры» Решающая же причина уступчивости сенаторов была, скорее, политически-пиаровская. Законопроект предусматривает отмену для малого бизнеса единого социального налога. Если бы Совет федерации «зарубил» этот законопроект, то столь не популярный поступок регионы бы ему не простили.

Новый принцип налогообложения малых предприятий вступит в силу с 1 января 2003 года. Особо серьезного снижения ставки налогов и упрощения налогообложения малый бизнес не почувствует. Ставка налога составит 6 % с годового дохода, или, по выбору предпринимателя, 15 % от нетто-прибыли, то есть дохода, уменьшенного на величину понесенных расходов. В принципе, это цифры вполне сопоставимые с теми, что устанавливают сейчас регионы для малых предпринимателей в качестве ставки на вмененный доход.

Упрощение налогообложения произойдет тоже чисто номинальное. Упрощенная система объединит в одном новом налоге пять налогов (налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налога на имущество, единого социального налог), однако обязанность по уплате множества мелких налогов (плата за пользование недрами, водными объектами и др.) остается. Малым предприятиям не нужно будет вести бухгалтерскую отчетность, однако в большинстве случаев такую отчетность составлять все же придется, например, при обращении в банк с просьбой об открытии кредитной линии.

Технически законопроект проработан довольно плохо. Это не удивительно, ведь документ готовили в спешке, стараясь успеть к окончанию весенней сессии. По тексту законопроекта, к примеру, непонятно, с какого момента предприятие перестает считаться малым, если объем годовой выручки превысит 15 млн. рублей: со следующего ли квартала или со следующего месяца. Ведь с потерей статуса малого предприятия кардинально изменяется весь документооборот фирмы.

В «сухом остатке» во всей реформе налогообложения малого бизнеса лишь два положительных момента: отмена единого социального налога (ЕСН) для малого бизнеса и формирование ставки налога федеральным законодательством, а не региональными властями. О необходимости отмены ЕСН для малого предпринимательства говорилось с самого начала 2002 года, когда этот налог был введен. Малые предприятия, ввиду небольших оборотов и небольшой численности сотрудников, обязаны платить налог по максимальной ставке (у налога регрессивная шкала - чем больше размеры фонда оплаты труда на предприятии, тем меньше делается ставка налога).

Величина налогообложения малого бизнеса будет теперь зависеть исключительно от решения Госдумы и Совета федерации, а не от воли региональных чиновников. Сегодня ставка налога на вмененный доход в каждом регионе зависит исключительно от потребностей местных властей в налоговых доходах. Ничто не мешает сегодня местным властям произвольно увеличить сборы с мелких предпринимателей, если региональный бюджет испытывает дефицит, или же, наоборот, снизить налог, если настает предвыборная пора. Единственное, что смогут выбирать теперь региональные власти, так это оставить на своей территории единый налог на вмененный доход или перевести всех предпринимателей на упрощенную систему. Особой выгоды регионам в сохранении вмененки нет, ставку этого налога они уже не смогут устанавливать самостоятельно, да и список видов деятельности, допущенных к вмененному налогу значительно сокращен. На этой системе может остаться лишь розничная торговля на рынках, ветеринарные услуги и ремонт автотранспорта.

Ирина Склярова

Алексей Кудрин: Принятие остающихся разделов НК позволит уже в будущем году завершить работу над налоговой реформой в целом  »
Юридические статьи »
Читайте также