Знай свои права! Под таким девизом проводится Всемирный день потребителя

Наше потребительское движение молодо. Если на Западе оно возникло сразу после войны, то у нас насчитывает всего 14 лет. Именно тогда появился тот самый закон "О защите прав потребителей" , о котором все слышали, однако немногие читали. А потому и использовать в своих целях, увы, не могут.

- 90% горожан, которых обвесили, обсчитали, обманули, начинают свое обращение к нам с вопроса: "Что делать дальше?" Если бы они лучше знали закон, многих проблем можно было бы избежать, - убеждена Елена Козьякова, сопредседатель Союза потребителей РФ и директор Фонда Центра независимой потребительской экспертизы, куда как раз и бегут тысячи недовольных граждан.

А порядок их действий, оказывается, очень прост. Если куплен некачественный товар и на него имеется чек, нужно смело обращаться в магазин. Там обязаны обменять покупку или вернуть деньги. В случае, когда у продавцов возникают сомнения в правомерности вашей жалобы (к примеру, они убеждены, что вы повредили товар сами), следует настоять на экспертизе. Если она подтвердит ваши претензии, деньги, можно сказать, у вас в кармане. Если продавцы начинают артачиться, смело грозите иском. Опыт показывает, что большинство компаний (конечно, если речь не идет о сомнительном ларьке или торговке с рук) предпочитают не доводить дело до суда и договариваться "полюбовно". И даже в том случае, если вы потеряли или выбросили тот самый чек, не тушуйтесь. Поправки в самый главный для нас, потребителей, закон позволяют отстаивать свои права и без этого клочка бумаги. Хотя в таком случае терпения и времени понадобится, безусловно, больше.

Нужны законы

Если по товарам и продуктам процедуры подачи жалоб ясны и отлажены, то с услугами дело обстоит гораздо сложней. Особенно если речь идет о такой тонкой и важной сфере, как медицина. Здесь простым обменом товара проблемы не решить. Ведь речь идет о здоровье, а порой и жизни людей. Вот почему сейчас в Госдуме работают над законом "О защите прав пациентов". Ждем-с!

Другая "проблемная" область - ЖКХ.

- Конечно, новый Жилищный кодекс значительно продвинул нас вперед, но не хватает подзаконных актов. Обязательно нужен договор, где было бы четко прописано, что должен получить человек за свои деньги. Ведь на практике выходит, что мы платим гораздо больше пресловутых 100%, потому что оплачиваем и те услуги, которых не получаем. А потребитель сегодня беззащитен, - констатирует сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. Он говорит, что в новый ЖК надо обязательно включить раздел "О защите прав потребителей". Вопрос этот депутатами обсуждается.

Не снимается с повестки дня и качество обслуживания в сфере бытовых услуг. К примеру, недавно в Центр контроля качества обратилась женщина, которой вместо красивой прически сожгли (в буквальном смысле этого слова) не только волосы, но даже кожу. И хотя парикмахеры как могли успокаивали даму, уверяя, что "волосы не зубы, отрастут", женщина все же "накатала" жалобу. Когда по ее "сигналу" в ту самую парикмахерскую нагрянули проверяющие, они остолбенели. В результате проверки выяснилось, что "прическу" делала вчерашняя выпускница десятого класса, не окончившая никаких курсов. А средство для окраски волос она нанесла клиентке на голову, даже не удосужившись прочитать инструкцию.

И такие случаи, увы, не редкость. Причина - в отмене обязательной сертификации и отсутствии полновесных прав у надзирающих органов.

Куда пожаловаться

- Да, это так. Теперь за качество продукции отвечает сам производитель, - подтверждает нерадостную для нас новость директор Центра контроля качества товаров (продукции), работ и услуг администрации Петербурга Александр Герман. И чтобы жизнь медом не казалась, приводит еще более впечатляющие сведения. Так, из 144 миллионов единиц проверенной алкогольной продукции забраковано оказалось 1,5 миллиона. Эти вина и водки были признаны некачественными и даже опасными для здоровья. Только в Москве за январь нынешнего года отравилось почти двести человек.

Сколько людей пострадало в Петербурге, неизвестно. В нашем городе такой статистики не ведется. А жаль. Потому что это научило бы многих быть осмотрительнее при покупках, обходить сомнительные торговые точки, внимательнее изучать этикетки, сертификаты и даже сопроводительные документы.

Ну и во всех сомнительных случаях обращаться, к примеру, в тот же Центр контроля качества. Его телефон: 274-14-30.

Марина Алексеева

Живее всех живых В нашем городе появится бронзовый Собчак и здание его имени  »
Юридические статьи »
Читайте также