Страсти по "тэшкам", или Кому повезет нас подвезти - 2

Смольный стремится взять под контроль и регламентировать деятельность пассажирских перевозок. Вскоре выходить на маршрут без специального паспорта, в котором будет указана схема и номер маршрута, расписание движения и иные реквизиты, будет чревато - за это предусмотрены штрафы.

В то же время городская прокуратура, проведя проверку по заявлениям проигравших участников конкурса перевозчиков, выявила нарушения в действиях его организатора - Комитета по транспорту. Таким образом, результаты проведенного Смольным конкурса, заявленного чуть ли не как транспортная реформа Петербурга, оказались под угрозой.

Депутаты озадачились законопроектом

В Законодательном собрании обсуждается законопроект Смольного , вносящий изменения в действующий документ "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" . То, что он будет принят, мало у кого вызывает сомнения. Однако шуму вокруг документа может быть немало - далеко не всем нравится стремление исполнительной власти после проведенного с горем пополам конкурса и дальше вмешиваться в процесс транспортных перевозок частных организаций.

Законопроект предусматривает введение паспортов маршрута. Выдавать их намерен Комитет по транспорту. А если обнаружится, что соответствующих документов у перевозчика нет, предлагается штрафовать (до 100 тысяч рублей - юридических лиц и до 5 тысяч рублей - должностных). Руководители транспортных компаний, не прошедших затеянное Смольным соревнование, прогнозируют, что если депутаты поддержат эту идею, то в Петербурге не исключены волнения, подобные тем, что развернулись в Омске. (Напомним, там аналогичный конкурс среди перевозчиков привел к серьезной волне протеста и предпринимателей, и пассажиров. Около двух тысяч водителей маршрутных такси, вышедших на митинг, на несколько часов парализовали движение по всем центральным магистралям города.)

Депутаты ЗакСа идею Смольного не сказать чтобы поддержали, но одобрили для принятия в первом чтении. Некоторые парламентарии опасаются, что введение паспортов, выдаваемых комитетом, приведет к коррупции в органах государственной власти. Кроме этого, депутаты считают, что власть и так уже достаточно навмешивалась в процесс регламентации перевозок. "Этот бизнес должен быть саморегулируемым, тем более что коммерческие перевозчики все равно не получают дотаций из бюджета, зачем им мешать?.. И так понятно, что конкурс был проведен для того, чтобы разделить более 400 дотационных миллионов рублей среди победителей конкурса на обслуживание социальных маршрутов..." - такие мнения высказываются депутатами городского парламента. Депутат ЗакСа Сергей Гуляев отметил, что после проведения конкурса сам рынок не изменился, однако те перевозчики, которые не выиграли, теперь могут выходить на маршруты, только заключив договоры субподряда и платя за выход каждой машины. По словам Гуляева, власть должна влиять на этот рынок, но по-другому. Например, запретить работу малогабаритного транспорта на пригородных маршрутах, обязав перевозчиков ставить на такие маршруты только крупногабаритные автобусы.

По мнению депутата Михаила Амосова, процесс регламентации деятельности перевозчиков вполне нормален. Тем более что в законопроекте есть положение о том, что те перевозчики, которые работали до 1 января, будут подчиняться старым правилам, а введение нового маршрута возможно, если он будет не более чем на 50 процентов дублировать соседние. Другое дело, что прошедший конкурс, по его мнению, приводит к искусственной монополизации этого рынка, а сокращение коммерческих маршруток, к которому привели результаты конкурса, сказалось в первую очередь на пассажирах.

Как объясняет Комитет по транспорту, законопроект необходим для того, чтобы на маршруты не выходили проигравшие перевозчики. Их-то власть и намерена проверять и штрафовать за отсутствие паспортов.

Депутаты решили одобрить для принятия в первом чтении законопроект Смольного, но для того, чтобы подготовиться ко второму чтению, парламентарии намерены провести общественные слушания. И по всей видимости, прислушаться к рекомендациям перевозчиков, дабы избежать митингов и конфликтов, властям придется.

Прокуратура возбудилась пассажироперевозками

Заинтересовалась рынком коммерческих пассажироперевозок и горпрокуратура. В ходе проверки, проведенной по обращениям участников рынка, прокуратурой были выявлены "факты нарушения закона со стороны Комитета по транспорту".

Сейчас в судах рассматривается несколько дел по заявлениям компаний, не прошедших городской конкурс. Прокуратура Петербурга намерена участвовать в судебных процессах по данным делам "в целях обеспечения законности и в защиту интересов добросовестных участников предпринимательской деятельности". Соответствующее заявление уже направлено прокуратурой в арбитражный суд. Всего, по имеющейся информации, в суды обратились 8 компаний.

31 января 2006 года между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и коммерческими организациями - ООО "Вест-Сервис", ООО "Питер-авто", ООО "Петербургская транспортная компания", ОАО "Третий парк" были заключены договоры, согласно которым данные организации получили право осуществления пассажирских перевозок по ряду коммерческих маршрутов. Конкурс проводился по 37 лотам, включающим в себя индивидуализированные социальные маршруты с подробным описанием пунктов следования, протяженности пути, режима работы, количества рейсов, подвижного состава и так далее. Коммерческие маршруты в лоты не включались и, таким образом, предметом конкурса фактически не являлись. При таком положении, по заключению горпрокуратуры, договоры на право осуществления пассажирских перевозок по коммерческим автобусным маршрутам были заключены Комитетом по транспорту с нарушением положений закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге". По результатам проведенной проверки прокуратура Санкт-Петербурга вынесла вице-губернатору Олегу Виролайнену представление в связи с нарушениями организации транспортного обслуживания населения в городе.

Напомним, что с 1 марта несколько десятков компаний, не прошедших организованный Комитетом по транспорту конкурс на право обслуживать автобусные маршруты, должны были прекратить работу. Причина - истечение срока их договоров с городом, которые в дальнейшем чиновники продлевать были не намерены.

Участники рынка дружно проигнорировали официальное требование Смольного и после 1 марта продолжили возить пассажиров, как и прежде. Не исключено, что именно это и спасло город от надвигавшегося транспортного коллапса (примечательно, что одна из проигравших конкурс крупных компаний установила стоимость проезда на своих коммерческих маршрутах в размере 10 рублей!). Как заявили корреспонденту "ТС" участники рынка, если бы они не вышли на работу, то оставшийся транспорт с перевозками просто не справился бы. (Дело в том, что у нескольких выигравших конкурс компаний на данный момент нет требуемого автопарка, чтобы обслужить весь город. В частности, "победителями" фактически не охвачен весь юг города.) Как уже говорилось ранее, для того чтобы проигравшие могли продолжить работу на маршрутах, им было предложено заключать договоры субподряда с победителями конкурса (и, естественно, платить за это).

- Пятьсот рублей с маршрутки в день - это поборы, которые идут в карман руководства аффилированных компаний, нигде не учитываются и являются так называемым "черным налом", -считает президент Ассоциации независимых коммерческих перевозчиков Петербурга Татьяна Кутовая. - По имеющейся у меня информации, на договоры субподряда пошли лишь несколько мелких перевозчиков, которые не могут сделать погоду на рынке. Ни одна из крупных компаний не подписалась работать по договору субподряда, поскольку федеральное законодательство позволяет предпринимателям работать без конкурса, имея лишь лицензию.

Надежда ЗАЙЦЕВА, Александра МЕДВЕДЕВА

Питбуль, Тарантино и Дятел готовили убийство?  »
Юридические статьи »
Читайте также