Пираты xxi века

Защита интеллектуальной собственности - сегодня, пожалуй, один из самых больных вопросов для творцов всех мастей. От режиссеров и сценаристов до художников, писателей и музыкантов. Ежегодные убытки от незаконных действий новых пиратов исчисляются миллиардами долларов. Насколько реально сегодня защитить свои авторские права? Это попытался выяснить наш корреспондент.

Там - по 420, здесь - по 50

Юго-западный рынок "Юнона" не зря пользуется славой места, где можно достать все - от радиотранзистора до налоговой базы данных. Причудливое смешение развалов с разным барахлом и прилавков с пиратскими копиями лицензионных "Виндоус", а также всевозможными DVD-дисками. Есть все, что душа пожелает, - от любительского порно до последних киноновинок, едва стартовавших в отечественном прокате.

- Почем "Дневной дозор"? - интересуюсь я, указывая на коробку с явно "самиздатовской" обложкой блокбастера, где среди непонятных водорослей болтается голова героя Хабенского.

- Сто рублей, - с готовностью отвечает продавец по имени Игорь. - Рекомендую, замечательное качество, настоящая копия с лицензии.

- А это как? Лицензионные диски вроде бы защищены специальной программой от копирования...

Игорь усмехается и показывает на диск с программами, лежащий на том же прилавке:

- Да они легко "взламываются" программой "Алкоголь". Кстати, тоже можете взять.

- А копия точно не видеокамерой в кинотеатре снята?

Игорь заверяет, что нет, - "настоящее лицензионное качество".

Захожу в салон, где продаются разномастные диски с фильмами, музыкой и игрушками. "Дневной дозор" здесь тоже есть, но в непривычной стеклянной упаковке, с явной претензией на "лицензию". Коробочка диска заботливо упакована в целлофан. Цена уже повыше, чем на прилавках, - 250 рублей. Правда, положенного голо-графического знака качества не наблюдается.

- А это у вас лицензионный?

- Натуральная "лицензия", - заверяет меня продавец-консультант Саша. - Партию на днях завезли, с правами от Первого канала.

Но в глаза почему-то смотреть не стал.

На одном из прилавков удается увидеть даже широко разрекламированных "Сволочей", идущих сейчас в питерских кинотеатрах. В отличие от "Дневного дозора", за который везде просят 100 рублей, "Сволочи" стоят уже 150.

- "Дневной дозор" снят "рулонкой", а "Сволочи" реально скопирован с "лицензии", - снисходительно поясняет торговец, мужик лет сорока. Оказывается, что "рулонка" на пиратском жаргоне означает подпольную съемку любительской камерой. Как говорится, век живи - век учись...

...Вокруг долговязого парня, зябко кутающегося в шарф, столпилось около десятка покупателей. Надпись на картонной карточке "Все DVD по 50" невольно притягивает взгляд. Видны и "Дневной дозор", и "Мастер и Маргарита", и даже совсем недавний "Золотой теленок".

- Что, "Дозор" тоже по пятьдесят? - спрашиваю я.

- Все по пятьдесят, - тихо отвечает продавец, опуская глаза. Ему явно не хочется "светиться" перед коллегами, которым он сбивает цену.

- Беру, - без колебаний говорит белобрысый парень передо мной и протягивает сотенную купюру...

Напоследок любопытства ради захожу в фирменный магазин дисков, что рядом с моим домом. К вящему удовольствию обоих (меня и девушки-консультанта), на обложке ДД обнаруживается голографический кружок со знаком качества. Но стоит диск уже 420 рублей. 420 и 50 - что называется, почувствуйте разницу...

По оценкам Международного альянса интеллектуальной собственности, Россия входит в тройку самых "пиратских" стран (вместе с Китаем и Италией). Суммарный ущерб за 2005 год, нанесенный "пиратами" этих стран компаниям США, составляет $5,5 млрд. Из них на долю России приходится свыше $1750 млрд. В целом убытки от пиратства за прошлый год составили около $35 млрд., без учета интернет-пиратства.

Гладко было на бумаге...

"Когда я слышу, что Россия - правовое государство, моя рука тянется к выключателю телевизора", - сказал однажды известный писатель Михаил Веллер. К сожалению, это утверждение в полной мере относится и к такому щепетильному понятию, как "авторское право". В истинно правовом государстве это понятие священно. Нам пока до этого, увы, далеко. Что и доказывают многочисленные судебные разбирательства с многомиллионными штрафами и известными на всю страну именами.

Между тем авторское право - это не только требование (как правило, вполне справедливое) заплатить деньги. Это и защита своего труда и даже имени. В советские времена творческим людям - поэтам, драматургам, композиторам - удавалось получать свои кровные, как правило, без обращений в суд. Увы, мутные девяностые размыли само понятие "авторское право", предоставив возможность трактовать его самостоятельно. А с развитием российского интернета новоявленные пираты получили неограниченные возможности для маневров. Простой пример: не успевает еще книга выйти в твердой обложке, как ее электронная копия появляется на ряде сайтов, называемых общественными библиотеками. Не говоря уже об океане сворованных диссертаций, дипломных работ и рефератов, материалом которых может воспользоваться любой студент, имеющий доступ к сети.

В России есть Закон "Об авторских и смежных правах" . Впрочем, понятия "есть" и "действует" сильно разнятся между собой. Слишком еще много в законе недоработок и противоречий, позволяющих найти лазейку для нечистоплотных дельцов. Многие иски, если и доходят до суда, попросту оставляются без удовлетворения, заставляя вновь задумываться о правомерности утверждения "правовое государство". Либо неимоверно затягиваются слушания - особенно если у судей нет кровной заинтересованности в быстром рассмотрении дела.

Однако все чаще и чаще творцы и их наследники обращаются в суд, отстаивая законные права. Это доказывает, что защита интеллектуальной собственности - не столь безнадежное дело, как может казаться. Хотя и небыстрое - рассмотрение дела зачастую затягивается на месяцы, а то и на годы.

Далеко за примерами ходить не надо. В феврале прошлого года внук известного советского композитора Василия Соловьева-Седого подал в суд на компанию "Российские железные дороги". Наследника великого музыканта не устроило, что мелодия "Город над вольной Невой" воспроизводится на вокзалах Петербурга без соответствующего договора. По оценкам юристов, внук композитора имеет полное право получить компенсацию в 1,6 млн. рублей. Однако слушание дела тянется уже год в Куйбышевском районном суде. Так что всем творцам, желающим восстановить справедливость и получить свои законные деньги, нужно запасаться терпением. И, как показывает практика, немалым.

"Если мы не выигрываем дело на первой стадии - выигрываем на второй"

Отстаивать попранные права помогают и сторонние организации. К примеру, уже несколько лет действует своеобразный профсоюз композиторов - Российское авторское общество (РАО). Основные направления их работы - сбор вознаграждений за публичное использование музыкальных произведений на концертах, в кинотеатрах, теле- и радиоэфире, а также за тиражирование их на средствах записи. Желающих платить по счетам пока не так уж и много, поэтому выбивать долги приходится, как правило, через судебные прения. Порой в судах разыгрываются нешуточные баталии с давлением на жалость и просьбами "войти в ситуацию". Но юристы РАО, как правило, остаются непреклонны. Закон есть закон, извольте заплатить. Рыночные отношения-с...

- Сам по себе наш закон не так уж плох, - считает юрист Северо-Западного филиала РАО Наталья Абрамова. - Но наша жизнь быстро меняется, поэтому закон нужно пересматривать чаще, чем раз в несколько лет. В первую очередь это связано с бурным развитием интернета, где можно скачать любое художественное произведение - книгу, фильм, музыку и т. д. Большие сложности вызывает и правоприменительная часть закона. Для большинства российских судей гражданские иски по защите авторских прав пока в новинку. Порой они не знают, какие решения выносить. В западных странах, допустим, есть особые судьи, занимающиеся исключительно рассмотрением дел по авторским правам. В Московском арбитражном суде недавно появилась такая категория судей. Но во многих регионах страны с подобным не сталкивались. Впрочем, для Петербурга такие дела в последние годы становятся обычной практикой. Нередко в районных судах Петербурга рассматриваются одновременно по 10 - 15 дел, связанных с защитой авторских прав.

Тем не менее, по мнению юриста, отстоять авторские права сегодня - дело вполне реальное. "Если мы не выигрываем дело на первой стадии - выигрываем на второй", - говорит Абрамова.

В прошлом году получил широкую огласку случай, когда к телерадиокомпании "Петербург" было подано сразу 13 исков по факту незаконного использования в теле- и радиоэфире музыкальных произведений известных петербургских и московских композиторов и поэтов - Александры Пахмутовой, Николая Добронравова, Юрия Антонова, Александра Колкера. Кроме того, компания отказывалась подписывать новое лицензионное соглашение, мотивируя это несогласием со многими пунктами, а также затягивала судебные рассмотрения исков в суде. В конечном итоге дело было прекращено, обе стороны пришли к обоюдному соглашению. Однако цена решения вопроса пока остается тайной.

В погоне за мировыми стандартами

Последние поправки в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" были внесены 20 июля 2004 года . В числе главных изменений - значительное увеличение срока охраны произведения - с 50 до 70 лет после смерти автора. Также устранены противоречия в законе, касающиеся предоставления национального режима охраны авторских прав зарубежных правообладателей. Это означает, что отныне права зарубежных авторов будут охраняться российским законом наравне с отечественными.

Увеличена и минимальная денежная компенсация за нарушение авторских прав. Если раньше она составляла 10 МРОТов (1 тысяча рублей), то теперь минимальный размер компенсации жестко зафиксирован и не зависит от размера МРОТа - 10 тысяч рублей. Максимальный предел компенсации, на которую может претендовать владелец или его наследник, - 5 миллионов рублей.

Кроме того, в действующем законе появилось принципиальное нововведение, касающееся использования произведений в интернете. Теперь любые произведения в цифровой форме могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек - при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. В этой части изменения в закон вступают в силу с 1 сентября этого года.

По мнению юристов, по-прежнему несовершенным остается российское законодательство в разделе 4 закона, касающемся вопросов коллективного управления правами. Пока творцам, работающим в соавторстве (например, над созданием учебного пособия), достаточно трудно доказывать свои исключительные права на произведение. Ожидается, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшие годы.

Собственность требует уважения

Очевидно, что, несмотря на "закручивание гаек" сверху, борьба за соблюдение авторских прав будет продолжаться еще долгие годы. И дело прежде всего в том, что в нашем обществе, как ни печально, до сих пор не воспринимается всерьез понятие "интеллектуальная собственность". И более того, оно не всегда до конца понимается даже теми, кто обязан по долгу службы выносить судебные решения.

Думается, серьезные подвижки в этой деликатной сфере будут видны, лишь когда у нас появится уважение к чужой собственности. Не важно, материальной или интеллектуальной. В конце концов, Россия уже два десятка лет идет по тернистому пути построения гражданского общества. Сумеем мы дойти до цели или застрянем на полдороге - зависит не только от власти, но и от каждого из нас.

Как защитить авторские права?

Сегодня автор - как начинающий, так и именитый - может защитить свое произведение тремя способами.

1 Отправить самому себе заказное письмо. Для этого запечатываете свою рукопись в конверт (если диск с музыкальным произведением - ценной бандеролью), обязательно указываете дату отправки, пишете на нем свой адрес, отправляете с ближайшего почтового отделения. И держите письмо закрытым. Если дело дойдет до суда, вскрываете его и предъявляете суду неопровержимое свидетельство вашего исключительного права на произведение.

2 Регистрируете свое произведение в Российском авторском обществе. Регистрация и депонирование (передача организации юридических прав на произведение) обойдется от 1000 до 3000 рублей.

3 Отстаиваете свое право в суде. Если судья сочтет ваши доказательства убедительными, вы выиграете. Но не помешает потратиться на хорошего юриста, который обойдется недешево.

Андрей Ивановский

Про... ...женское равноправие  »
Юридические статьи »
Читайте также