Лебедь, рак, щука и старые грабли Редакционная статья

Мы думали, что ситуация с реформой ЖКХ в Санкт-Петербурге радикально отличается в лучшую сторону от других регионов Северо-Запада. Однако выяснилось, что мы ошибались. В самом главном – в вопросе соблюдения законодательства, в частности Жилищного кодекса , – власти Петербурга не так уж далеко ушли от своих коллег из других регионов. Точно так же петербургские чиновники откровенно игнорируют российские законы, причем не только в корпоративных интересах власти, но и в своих личных.

Давно известно, что на недвижимости, принадлежащей городу, паразитирует легион чиновников. Когда в середине 1990-х годов петербургский КУГИ провел первую инвентаризацию, ответственный за нее тогдашний заместитель председателя КУГИ Александр Лурье признался, что «в Петербурге был найден новый район». Оказалось, что чиновники районных администраций и отделений КУГИ утаивали от учета буквально море помещений. Разумеется, помещения эти не пустовали – они сдавались по рыночным ценам предпринимателям, а деньги за аренду чиновники клали себе в карман. Никаких уголовных дел, впрочем, тогда заведено не было, хотя ущерб казне исчислялся десятками миллионов долларов.

Сейчас, на очередном витке реформы ЖКХ, администрация Петербурга, пропагандируя – и небезуспешно – идею самоуправления жилыми домами, в то же время позволяет своим служащим всячески тормозить передачу жильцам имущества домов, без которого искомое самоуправление невозможно. Однако было бы неправильно считать, что просто одна рука не знает, что творит другая. Все прекрасно всё знают и понимают. Просто рассчитывают и на елку влезть, и не ободраться – и реформу провести, и кормушки сохранить. Однако это невозможно, а сама такая тактика в очередной раз (как и в других случаях – с землей под застройку, с отношением к инвесторам, к малому бизнесу и т.п.) свидетельствует о фатальной, с точки зрения перспектив модернизации городского хозяйства, непоследовательности наших политиков.

Она ярко проявляется и в необъяснимом отказе правительства города оплатить объединениям собственников жилья кадастровый учет земельных участков (как это предлагают депутаты Законодательного собрания в специально подготовленном законопроекте), хотя это прямо предусмотрено Земельным кодексом . На это, по расчетам Жилищного комитета, нужно около 100 млн рублей – по уже существующим объединениям. Для регистрации земли новых объединений собственников нужно ежегодно планировать соответствующие расходы в бюджете, причем они составят не более 100 млн в год. Правительство утверждает, что таких денег ему не найти.

Если учесть, что реформа ЖКХ, одним из важнейших элементов которой является передача земли жильцам, объявлена федеральной властью приоритетной политической задачей, то позиция Смольного представляется противоречащей «генеральной линии». Почему правительство Петербурга находит огромные средства на поддержку амбициозных проектов в интересах коммерческих структур – Toyota, «Балтийская жемчужина», газпромовский «Бизнес-сити», для которого предполагается ежегодно в течение 10 лет выделять по 200 млн долларов, а для собственных горожан не может изыскать во много раз меньшие средства? Заметим, кстати, что отсутствие кадастрового учета – исключительно вина власти. Оплатив горожанам кадастровый учет, Петербург мог бы стать первым городом России, где реформа ЖКХ проходит цивилизованно, с уважением к населению, то есть приведет к позитивному, основательному результату, а не к очередным волнениям. Пока горожанам все чаще приходится убеждаться в обратном.

Такая политическая – именно политическая, а не хозяйственная – позиция противоречит духу реформы ЖКХ. К тому же она подпитывает начавшую было сходить на нет социальную фрустрацию 90-х годов, дискредитирует власть в глазах населения, которое в очередной раз разочаровывается в перспективах российских реформ и убеждается в двуличии власти.

Такая политика не принесет администрации Санкт-Петербурга ничего, кроме неприятностей и позора. «Лебедь» политических деклараций, «рак» чиновничьей лени и «щука» корыстных интересов не сдвинут с места, а, напротив, перевернут скрипучую телегу реформы ЖКХ. Впрочем, неизбежно возникающее при этом внутреннее сопротивление материала очевидно стимулирует гражданскую активность населения, и это является несомненным плюсом происходящего. Жалко только, что единственным плюсом.

Юридические статьи »
Читайте также