Штрафной маршрут Городской парламент поддержал Смольный в намерении жестоко штрафовать «внеконкурсные» маршрутки

В минувший четверг городской парламент принял в первом чтении предложенный Смольным законопроект , который предусматривает штрафование автоперевозчиков, обслуживающих пассажиров вне установленных правительством города маршрутов или без заключения договоров с Комитетом по транспорту. Штрафовать собираются серьезно: от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда для юридических лиц и от 30 до 50 МРОТ – для должностных лиц организаций-«нарушителей».

Между тем комиссия по городскому хозяйству Законодательного собрания предлагала свой законопроект совершенно иного свойства. В нем предусматривалось, что все перевозчики, которые работали в городе до 1 января, смогут продолжать работу на коммерческих маршрутах без каких-либо конкурсов. Но это, очевидно, не устраивает городскую администрацию. Председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк даже заявил, что для частных перевозчиков лицензии на право перевозки пассажиров недостаточно, для того чтобы работать, надо еще пройти конкурс. По его мнению, лицензия «дает право только на перевозку, но не дает права на перевозку по определенным маршрутам, которые принадлежат городу».

Вообще говоря, это новое слово в юридической практике – закрепление права собственности города на маршруты, по которым перевозят пассажиров. Заметим, подавляющее большинство маршрутов разрабатывалось транспортниками без какого-либо участия городских властей. И город не вкладывает никаких средств в обслуживание коммерческих маршрутов, дотируются лишь перевозки на социальных маршрутах. Возникает резонный вопрос: на каком основании в таком случае городская администрация проводит конкурс?

Но дело не только в этом. Коммерческие маршруты (а именно они и являются камнем преткновения) вообще не выставлялись на конкурс . На нем «разыгрывались» только социальные маршруты, а затем транспортным предприятиям, которые их выиграли, предоставлялось право обслуживания и коммерческих маршрутов в пропорции один социальный – шесть коммерческих. На этот факт уже обратила внимание Городская прокуратура, направившая соответствующее представление вице-губернатору Олегу Виролайнену.

Тем не менее в Смольном, а вслед за ним и в Мариинском дворце эти аргументы не слышат. И принимают городской закон карательного свойства. Кто от этого выиграет, пассажиры? Хорошо бы. Только вот беда – всюду, где рынок монополизируется, неминуемо растут цены.

Заметим, что это происходит не только в Питере. В пятницу в Москве на Горбатом мосту митинговали частные перевозчики из Омска – в знак протеста против нарушения городскими властями их права на труд. Там происходит примерно то же, что и в северной столице, большую часть перевозчиков пытаются выдавить с рынка. Недавно голодали водители маршруток в Таганроге, митинговали перевозчики в Перми.

По мнению участников митинга в Москве, власти стремятся устранить конкуренцию по простой причине: монополизация позволяет удержать финансовые потоки под контролем. Если же власть не может контролировать какой-то денежный оборот, то она пытается задушить этот бизнес. Здесь можно усмотреть и политическую подоплеку – ведь непокорный неподконтрольный бизнес чего доброго начнет еще финансировать политическую оппозицию...

Также в пятницу питерский Координационный совет малого и среднего бизнеса направил Валентине Матвиенко письмо, где отмечается, что после проведения конкурса по перевозкам пассажиров возникла взрывоопасная ситуация. По мнению авторов письма, «победители конкурса на социальные маршруты не спешат выйти на социальные линии. Наоборот, они захватывают коммерческие маршруты, самостоятельно разработанные и обустроенные другими перевозчиками, следствием чего уже явились криминальные разборки и угрозы в адрес водителей, перевозчиков и членов их семей». Координационный совет предложил в течение двух недель провести «диалог власти со всеми перевозчиками для выработки взаимоприемлемого решения и на это время ввести мораторий на заключение договоров по коммерческим перевозкам».

Пойдет ли Смольный на такой диалог?

Владимир Максимов

Кстати

Опасные маршруты

В то время, когда кипят страсти по поводу передела рынка пассажирских перевозок, поездки в маршрутках не становятся для пассажиров ни дешевле, ни безопаснее (о чем уже говорилось сотни раз). Вечером минувшей пятницы в самом центре города произошла очередная серьезная авария с участием маршрутки с пассажирами. Микроавтобус 76-го маршрута при повороте с Суворовской площади (у Марсова поля) занесло, он выскочил на встречную полосу, сбил ограждение и упал на лед Лебяжьей канавки. Четырнадцать пассажиров получили травмы, 13 из них были госпитализированы, при этом четверо пострадали достаточно серьезно. Все могло бы закончиться куда печальнее, если бы, скажем, на пути микроавтобуса оказались встречные машины и произошло лобовое столкновение. Или, допустим, маршрутка провалилась бы под лед (хотя в этом месте неглубоко, канавка промерзает до дна).

Причины происшествия точно пока не выяснены – то ли причиной стали трамвайные рельсы, из-за которых у микроавтобуса разорвало шину переднего колеса, то ли машина была технически неисправна, то ли роковую роль сыграл гололед, то ли пресловутый «человеческий фактор».

Между тем представители фирм-перевозчиков высказывают свои версии. По одной из них, в результате проведенного конкурса сложилась ненормальная ситуация. Победители конкурса якобы завысили свои возможности и теперь не справляются с поставленными задачами, у них не хватает ни машин, ни водителей. Из-за этого якобы водителям часто приходится работать по невероятно напряженному графику, а машины в такой ситуации могут выйти на линию не вполне исправными. Не исключено, что аналогичная ситуация могла иметь место и в этом случае – упавшая на лед маршрутка как раз принадлежала одной из фирм-победителей конкурса перевозчиков.

Редакция

Скоро грянет буря  »
Юридические статьи »
Читайте также