Цифровое бездорожье

Нормативные ограничения мешают развитию автонавигации в России и загоняют бизнес в периферийные ниши

Министр обороны РФ Сергей Иванов в ходе недавнего визита в НПО «Прикладная механика» им. Решетнева (Красноярский край) сообщил журналистам, что Министерство обороны России снимет ограничения на точность определения координат уже в этом году, а спутниковая система навигации «ГЛОНАСС» может стать доступна российским гражданским потребителям. Давно пора. Если бы это было сделано раньше, то наша страна не так отстала бы в вопросах автонавигации, которая давно используется во всех развитых странах.

Бортовые компьютеры современных зарубежных автомобилей снабжены системами навигации, которые обеспечивают водителю штурманское сопровождение с голосовыми подсказками и позволяют оптимизировать маршрут движения за счет специальных алгоритмов и актуальной информации о дорожной ситуации. 5 млн км дорог Западной Европы оцифрованы для целей автомобильной навигации и представлены в виде электронных дорожных карт.

В России с советских времен действуют архаические ограничения на доступ граждан к картам своей страны , включая электронные версии. Российские системы наземной навигации частным лицам практически недоступны, а при использовании зарубежных действуют жесткие ограничения при определении точного местоположения. Вместе с тем автотранспорт нашей огромной страны остро нуждается в современных навигационных технологиях. Однако из-за действующих ограничений российский рынок услуг автонавигации, зародившийся около 10 лет назад, продолжает существовать только в периферийных нишах.

Все для автомобильности

История современной зарубежной автонавигации началась в феврале 1978 года, когда на орбиту был запущен первый спутник американской навигационной системы NAVISTAR-GPS, или просто GPS (Global Positioning System – Глобальная система определения координат). Срок службы спутников (сегодня их уже более 30) составляет около десяти лет, поэтому группа регулярно пополняется.

Расположенный на земле GPS-приемник, используя сигналы нескольких спутников, рассчитывает расстояние до каждого из них и вычисляет координаты. Чтобы узнать широту и долготу, необходимо получить сигналы с трех спутников, а для определения высоты над уровнем моря – с четырех.

США создали систему для нужд Минобороны, однако спутники генерируют не только кодированные сигналы, но и общедоступные. Двойное назначение системы может создать проблемы для пользователей. Есть риск, что при обострении международной ситуации передача «открытых» сигналов будет прекращена или искажена (такие прецеденты были во время операции «Буря в пустыне»). Поэтому многие страны разрабатывают собственные системы спутниковой навигации. Даже европейцы решили обзавестись независимой от США системой спутниковой навигации Galileo. Ее запуск намечен на 2008 год.

Новые возможности, которые предоставляет система космической навигации для автомобилистов, были достаточно быстро оценены по достоинству. Первые навигационные системы для автомобилей на основе GPS-приемников были созданы в моторизованной Европе. Специалисты посчитали, что при наличии электронных карт и программ маршрутизации эти системы позволяют экономить до 50% времени при поездках в незнакомые места и в крупных городах.

В Японии, где на небольшой территории сосредоточено около 80 млн автомобилей, программы развития систем автонавигации пользовались поддержкой правительства, решившего, что лучшей технологической платформы не найти. С помощью навигации можно оптимизировать организацию дорожного движения, обеспечить экономию топлива и снижение выбросов в окружающую среду. Не случайно именно японская Sony недавно выпустила в продажу навигационную систему HDD AV Navi System (NV-XYZ) последнего поколения. Ее главным отличием от существующих систем являются трехмерные карты городов. Водителю остается лишь сравнить картинку на экране монитора с тем, что он видит перед собой, поэтому проехать мимо нужного поворота практически невозможно (с теми, кто пользуется двухмерными устройствами, такое случается, особенно в мегаполисах).

Характерно, что лидерами в создании систем автонавигации стали не гранды программирования, разработчики геоинформационных систем или автомобилестроители, а традиционные производители автомагнитол – Philips, Sony, Alpine, Pioneer. США, обеспечивающие возможность работы большинства современных систем навигации, включились в эту технологическую гонку лишь недавно. Поисковая система Google и американский филиал немецкого концерна Volkswagen объединили усилия для создания навигационной системы будущего. На выставке электроники в Лас-Вегасе они представили разработку с трехмерным изображением, намного более реалистичным, чем обычно могут давать подобные системы. Россия в этой гонке участия не принимает.

Вечно белое пятно

Россия как космическая держава имеет свою систему спутниковой навигации «ГЛОНАСС». Первый спутник этой системы был запущен в 1982 году, а в 1993 году она сдана в эксплуатацию. К сожалению, сегодня «ГЛОНАСС» недосчитывается нескольких спутников, необходимых для нормальной, бесперебойной работы, однако планируется полностью восстановить работоспособность системы к концу 2007 года.

Российское правительство приняло федеральную целевую программу по использованию глобальной спутниковой радионавигационной системы «ГЛОНАСС» в интересах гражданских потребителей. Вице-президент группы компаний «Транзас» Виктор Годунов утверждает, что «существующая в России нормативная база требует, чтобы все морские, авиационные и наземные гражданские потребители в обязательном порядке использовали отечественную спутниковую навигационную систему „ГЛОНАСС“ или „ГЛОНАСС“/GPS, а не американскую систему GPS». При этом добавил, что «на сегодня в России не существует массового производства необходимой для автонавигации недорогой аппаратуры, работающей с системами „ГЛОНАСС“ или „ГЛОНАСС“/GPS».

На прямой вопрос, почему «Транзас» – один из мировых лидеров в разработке программного обеспечения и систем навигации – не занимается разработкой автомобильных навигационных систем, Виктор Годунов ответил, что развитию этого рынка сегодня препятствует ряд сложностей и противоречий в российском законодательстве: «Согласно существующим нормативным актам в области геодезии и картографии, точность позиционирования, с которой возможно определение координат, должна быть хуже 30 метров. В противном случае на определение координат необходимо получать лицензию. Такая точность координат не позволяет использовать эти системы в условиях города, учитывая ширину проезжей части, наличие развязок, перекрестков и т.п. С формальной точки зрения каждый владелец автомобиля с навигационной системой должен иметь лицензию „Роскартографии“ или ее территориального управления на определение координат. Кроме того, сегодня существует жесткая монополия на составление точных и подробных электронных карт местностисо стороны „Роскартографии“. Карты, необходимые для автонавигации, масштаба 1:10 000 или 1:25 000, практически недоступны».

Лишь в июне прошлого года в Министерстве транспорта РФ состоялся семинар, посвященный политике в сфере автомобильной навигации в России. На нем государство впервые явным образом высказалось в поддержку развития рынка автомобильной навигации и деятельности частного бизнеса в этой сфере. Однако с учетом российского опыта от деклараций чиновников до изменения нормативной базы может пройти еще не один год.

Недавно Федеральная служба геодезии и картографии наконец-то начала реализацию программы создания электронных карт, предназначенных для открытого пользования. Уже выпущены карты Московской и ряда других центральных областей РФ в масштабе 1:25 000. Карты Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Ставропольского и Краснодарского краев пока предлагаются лишь в масштабе 1:50 000. Карты Санкт-Петербурга и Ленинградской области обещают выпустить в этом году.

Виктор Годунов видит еще одну проблему в «отсутствии необходимых для работы автонавигационных систем подробных планов дорог и городов, с указанием дорожных знаков, разметки, направлений движения и т.п. Для полноценного сервиса эта информация должна постоянно актуализироваться». Так что простого появления доступных электронных карт местности для развития систем автонавигации недостаточно, а системы мониторинга дорожной информации в России практически нет, как нет и планов по ее созданию.

Руководитель отдела региональных продаж фирмы «Си-Норд» – разработчика спутниковой системы мониторинга подвижных объектов «Андромеда» – Сергей Ваганов считает, что в России «на сегодняшний день рынок систем автонавигации практически отсутствует. Есть спрос, но почти нет предложения».

Виктор Годунов еще более категоричен. По его мнению, «в России пока нет устойчивого спроса на автонавигационные системы. Бортовой комплект аппаратуры западного производителя стоит от 1,5 до 3 тыс. долларов и более. При стоимости отечественного автомобиля до 10 тыс. долларов установка бортовых систем – слишком весомый по цене довесок к комплектации. В продаже появились переносные системы по цене 500-800 долларов, но нет российских карт для этих систем». При отсутствии столь многих составляющих, необходимых для развития в России полномасштабной автонавигации, бизнес пока работает лишь в отдельных нишах.

Пионерский поход

Альтернативное направление в GPS-навигации – это приемник, подключенный к компьютеру. Решение становится пригодным для установки непосредственно в автомобиле, если использовать карманный персональный компьютер (КПК). В память компьютера можно занести карту, которая будет отображаться на цветном экране, а специальное программное обеспечение позволит практически все, что умеет любой бортовой GPS-навигатор. В Интернете сегодня можно найти целый ряд предложений таких комплектов по цене около 30 тыс. рублей. Российские разработчики программного обеспечения создали картографические программы для спутниковой навигации с использованием КПК и даже сами электронные карты. Они стоят в среднем 1200-1300 рублей. Однако воспользоваться такими комплектами можно пока только в Москве и Московской области. Лишь в начале этого года на сайте компании TopPlan появилось предложение – карты Санкт-Петербурга для автонавигаторов на основе КПК.

Еще одним направлением развития автонавигации может стать использование возможностей сотовой связи и мобильного телефона, современные модели которого по ресурсам почти не уступают КПК. Вычислить координаты мобильного телефона с точностью до нескольких десятков метров нетрудно, поэтому некоторые операторы сотовой связи начали предлагать услугу «мобильного позиционирования».

А за рубежом операторы сотовой связи уже предлагают услуги пошаговой навигации на любом современном мобильном телефоне. Пользователю достаточно выбрать пункт назначения, способ передвижения (пешком, на машине, на велосипеде), и по мере движения на экране телефона будет высвечиваться участок карты и появятся советы, как лучше добраться до места.

Однако, судя по информации специалистов, эти альтернативные решения в России пока не получили широкого распространения. Самой емкой нишей оказалось одно из боковых направлений использования технологий спутниковой навигации – системы мониторинга и охраны транспортных средств.

Системы мониторинга месторасположения подвижных объектов используют спутниковую навигацию для определения координат, данные о которых передаются на удаленный компьютер в SMS-формате по каналам сотовой связи. Старейшая в Петербурге система «Навигатор» разработана ООО «Навси» еще в 1997 году. Она позволяет производить контроль текущего месторасположения и скорости перемещения автомобиля с центрального диспетчерского пункта с точностью 30-50 метров в городе и до 100 метров на загородных трассах.

Следует отметить, что интерес потребителей к спутниковым системам охраны автомобилей в основном стимулировали страховые компании, предоставлявшие значительные скидки (до 50%) на полисы каско для автомобилей, оборудованных такими системами. Так, сегодня в Санкт-Петербурге действует около десятка аналогичных систем, которые используются и для обеспечения охраны автомобилей, и для контроля маршрутов движения корпоративного грузового и пассажирского транспорта.

Большинство разработчиков спутниковых систем в разное время планировали создание и бортовых автонавигаторов. Однако ни одной из компаний реализовать эти планы до сих пор так и не удалось.

На первые сигналы о возможной либерализации в сфере наземной навигации в России среагировали пока в основном зарубежные компании, которые в последнее время значительно активизировали свои усилия на российском рынке.

Надежда на заграницу

Российские партнеры известного зарубежного производителя переносных автонавигаторов марки Garmin совместно с «Роскартографией» начали работать над созданием электронных карт российских дорог. Дорожные карты некоторых регионов в формате автонавигаторов марки Garmin уже можно приобрести. Компания «Навиком» – российский дистрибутор Garmin – обещает в ближайшее время снабдить карты дополнительной информацией о бензоколонках, кафе, автосервисах, а также добавить такую важную функцию, как маршрутизация. Правда, эта задача пока решается лишь с учетом протяженности маршрута. С определением времени движения придется подождать, поскольку необходимо собрать нужный объем данных о средней скорости движения автотранспорта. Такая информация пока существует только по некоторым московским магистралям.

В январе этого года концерн BMW выпустил первую версию специального профессионального бортового автонавигатора для России. Начальная зона покрытия включает Москву, Зеленоград и трассу Москва – Польша (обеспечивающую связь между Москвой и Европой), а также основные дороги Западной Европы. Для московской версии навигационной системы BMW разработал два вида карт на DVD. В первой версии голосовая поддержка выполнена на русском языке, а графический интерфейс пользователя – на английском. Для удобства пользователя в инструкции есть таблица транслитерации, которая позволяет без ошибок вводить русские названия улиц английскими буквами. Полностью русифицировать интерфейс планируют в 2007 году.

Вероятно, что реализация этих и некоторых других проектов осуществляется при участии российских компетентных организаций, которые в последнее время привыкли делать для зарубежных компаний исключения. Однако развитие рынка автонавигации – важная для страны с такой территорией проблема, и строить его на исключениях нельзя. Чем быстрее будут сняты существующие нормативные ограничения, тем меньше времени и средств затратят российский бизнес и автомобилисты на вынужденные нишевые и тупиковые проекты.

Санкт-Петербург Николай Демидов

В прямом контакте  »
Юридические статьи »
Читайте также