Территория согласия

Санкт-Петербургский общественный фонд «Золотая десятка» и региональная общественная организация «Дом национальных культур» в рамках проекта «Миграция: зона риска» начали проведение серии специальных «круглых столов». Первый из них был посвящен миграционной политике

Излишне говорить о серьезности вопросов, связанных с миграцией, особенно нелегальной. Проведенный в январе-феврале нынешнего года фондом «Золотая десятка» опрос показал, что население относится к миграции как к одной из самых болезненных и чреватых конфликтами проблем.

Повод для этого дают и сами мигранты. В том числе наши законопослушные соотечественники, которые очень часто, в силу несовершенства законодательства, административной неразберихи или злоупотреблений оказываются в сложном положении.

В заседании «круглого стола» приняли участие руководство органов законодательной и исполнительной власти Петербурга и Ленинградской области, представительства Министерства иностранных дел РФ в Петербурге, консульств, конфессий, землячеств, общественных организаций, СМИ.

Прозвучало немало интересных выступлений. Предложения, высказанные в них, основной смысл которых сводился к тому, что Петербург и Ленобласть должны стать по отношению к мигрантам «территорией согласия», могут дать импульс также и законодательной инициативе. С наиболее значимыми из них мы постараемся в дальнейшем познакомить читателей. А пока предоставляем слово представителям власти.

Владимир Бланк, член правительства СПб, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

- Тема миграции является архиважной. Сегодня на рынке труда существует устойчивый дефицит, который мы оцениваем в 200-300 тыс. человек. При этом число заявок работодателей составляет в среднем 70 тысяч в месяц при 20 тысячах зарегистрированных безработных.

Существует три группы трудовых мигрантов: высококвалифицированные работники, средний персонал компаний, который имеет заработную плату от $500 до $1000 (они работают, как правило, на ведущих предприятиях города), и рабочие, которые едут в Петербург с целью заработать на кусок хлеба. Последние составляют основную массу трудовых мигрантов. Эта категория людей наиболее беззащитна.

Мы провели научное исследование, которое показало, что миграция сегодня необходима для реализации потребностей промышленности. Ей нужны где-то 5-10 тысяч работников ежегодно. В основном это квалифицированные специалисты, которые способны за счет своей заработной платы обеспечить себе проживание в городе. В программе подготовки кадров для промышленности, работа над которой уже идет, предполагаем заложить в бюджет средства по ипотечному кредитованию под гарантии предприятия, привлекшего мигранта.

Миграционная политика в городе будет иметь три составляющие:

- привлечение и финансирование ипотечного кредитования для высококвалифицированных кадров для промышленности под гарантии самих предприятий;

- максимальная поддержка русскоязычной молодежи и молодежи из стран бывшего Советского Союза, желающих приехать на учебу в город на Неве;

- прозрачность процедур регистрации и жесткий контроль заработной платы, которая платится мигрантам (она должна быть не ниже прожиточного минимума).

Наталия Евдокимова, председатель Комиссии ЗС Петербурга по социальным вопросам:

- На мой взгляд, у проблемы миграции есть несколько аспектов: социальная защита мигранта, правовая и трудовая, защита прав коренного населения и безопасность государства. К сожалению, целостного ощущения от отечественного миграционного законодательства у меня не сложилось. Существует несколько законов, связанных общей тематикой: «Закон о порядке выезда и въезда в РФ», «Закон о беженцах и вынужденных переселенцах». А вот закона о миграции у нас нет. Есть, правда, несколько его проектов, три из которых Госдума уже отвергла. Что касается Петербурга, то здесь в двух чтениях принят закон о привлечении зарубежной рабочей силы. Основное его положение: легальные мигранты должны быть учтены.

До 2001 года в России разрабатывалась программа миграционной политики, но нигде не опубликованы ее результаты. Также было издано постановление о разработке концепции этой политики, а следом - и ее программы на 2002-2005 гг. Однако ни одного соответствующего акта к этой программе не существует. В 2002 году опять-таки принято постановление Госдумы - создать закон о миграции, но все осталось благими намерениями. Что в данной ситуации может сделать субъект Федерации?

Учитывая, что предмет внешней политики - прерогатива федеральных органов, а социальная защита населения - совместная задача РФ и субъекта, можно и нужно определять квоты приема трудовых мигрантов регионом. Есть, наконец, «Закон об иностранной трудовой силе», «Закон о свободе передвижения». Поэтому предлагаю разработать программу миграционной политики именно в субъектах РФ.

Григорий Двас, вице-губернатор Ленинградской области:

- Проблема обеспечения трудовыми ресурсами для Ленинградской области является важнейшей. Это связано с несколькими причинами.

Вот одна из них. По сравнению с 1990 годом, в 2004-м выпущено промышленной продукции в 1,5 раза больше. За 15 лет произошло увеличение роста продукции в 1,5 раза, в 7 раз увеличился объем услуг предприятий транспорта, ускорились темпы строительства. Понятно, что рост невозможен без увеличения трудового потенциала. Уже сейчас мы испытываем колоссальную нагрузку на наш рынок труда, не можем реализовать многие инвестиционные проекты, предлагаемые зарубежными партнерами.

По расчетам Петербургкомстата, население Ленобласти скоро сократится на 145 тысяч человек. К 2005 году войдут в трудоспособный возраст те, кто родился до 1997 года. Произойдет сокращение населения более чем на 80 тысяч человек. Не стоит забывать, что идет рост асоциальных групп населения (наркоманы, алкоголики). Следовательно, в целом мы потеряем более 80 тысяч людей.

По другим расчетам, к этому времени на 60 тысяч возрастет количество рабочих мест. Мы получаем диспропорцию в 150 тысяч человек. При этом уже на сегодня испытываем нехватку рабочих рук.

Конкретный пример. В городе Сланцы шахты стоят из-за недостатка специалистов, а не хватает всего-то 120 рабочих. В экономике области заняты более 600 тысяч человек. Можно говорить о том, что каждое четвертое место рискует остаться незанятым. Мы уже согласны на любую миграцию: легальную или нелегальную. Главное - чтобы были обеспечены рабочими руками предприятия, которые уже существуют. Естественно, нужно стремиться к легальной миграции. Однако, на мой взгляд, была бы очень уместна какая-нибудь акция по легализации всех трудовых мигрантов в области. Соотношение трудовых мигрантов, которые работают легально и нелегально, сейчас у нас составляет один к десяти.

Александр Бабиков, начальник миграционного управления ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

- Проведенный мониторинг показывает, что в нашем городе и области находятся от 150 тысяч нелегальных мигрантов. Приехали они с семьями в поисках лучшей жизни. Первый вопрос, который нужно решить в этом отношении, - это социальное обустройство: если не будет жилья, где они могли бы растить своих детей, то проблемы начнут обостряться.

Следующий момент - незаконная миграция. Это не только угроза взрыва криминальной обстановки, но и угроза целостности нашего государства. Мигранты, приезжая сюда, должны понимать, куда и зачем едут. Статистика свидетельствует, что впервые за последние годы иностранными гражданами совершено в 3 раза больше преступлений, чем по отношению к ним самим.

Я согласен, что мигрантов надо легализовать. Только по упрощенной форме легализации трудовой деятельности можно решить многие вопросы. В 2003 году управлением по делам миграции за счет пошлин, которые заплатили предприятия, использующие труд мигрантов, в местные бюджеты было получено более 56 млн руб. И это при том, что каждый десятый - незаконный мигрант. Если бы работодатели заплатили за каждого из них полагающиеся по закону 4 тыс. руб., мы смогли бы решить все проблемы мигрантов.

Светлана Моторова

Юридические статьи »
Читайте также