Местное самоуправление: Хотят как лучше. А получается все хуже

В последнее время по России прокатилась волна «постепенных изменений к лучшему». Стоит только вспомнить 122-й закон, заменивший льготы денежными компенсациями. Он вывел на улицы многих городов страны толпы демонстрантов, недовольных «улучшениями», которые власти уготовили льготникам.

Затем последовали новый Жилищный кодекс, Закон о дольщиках, также вызвавшие недовольства россиян. Строительные компании уже заявили об увеличении на 30—40% в недалеком будущем стоимости недвижимости. Происходят «постепенные изменения к лучшему» и в системе здравоохранения. Очередей в государственных медицинских учреждениях становится все меньше, поскольку сокращается количество желающих получить в них бесплатные медицинские услуги. Зато увеличивается количество платных медицинских услуг, предоставляемых в тех же помещениях. Ожидаются скорые «постепенные изменения к лучшему» и в системе образования. Об их угрозе уже заявил ряд профессоров и ректоров ведущих вузов. Наконец, постепенные улучшения дошли и до системы местного самоуправления (МСУ). В связи с этим в ИА «Росбалт» прошел «круглый стол», посвященный обеспокоенности бизнес-сообщества предстоящими «улучшениями».

Неувязочка получается

Как заявил вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, последствия реформы самоуправления могут быть катастрофическими.

После реформирования система МСУ станет двухуровневой. В Ленинградской области, например, вместо 29 муниципальных образований станет 222. Из них 204 муниципальных образования первого уровня — это городские и сельские поселения. И на втором уровне 18 муниципальных районов. Соответственно увеличится и количество людей, участвующих в управлении, причем их будут не назначать, как губернаторов, а выбирать прямым голосованием жителей этих самых МО. Авторы улучшений планируют, что тем самым удастся приблизить власть на местах к народу и создать предпосылки для развития демократии и формирования гражданского общества.

Только получается одна неувязочка. Если выберут учителей, врачей и других «хороших людей», за которых обычно голосуют пенсионеры, то можно будет говорить об установлении связи между народом и властью. Только народные избранники окажутся не способны решить задачи, стоящие перед новыми органами власти. Если же правдами и неправдами изберут управленцев, бывших чиновников и партийных функционеров, то произойдет многократное увеличение бюрократической надстройки, а уж никак не рост перспектив для гражданского общества.

Напрашивается вопрос, где взять кадры для новых органов власти. Никакая система образования и никакие академии госслужбы не способны подготовить за полгода более 100 тыс. управленцев, способных грамотно решать задачи, стоящие перед новыми органами МСУ. А эти органы с 1 января 2006 года будут устанавливать значения земельного налога, налога на имущество физических лиц, отдельные коэффициенты единого налога на вмененный доход, осуществлять экологический контроль и устанавливать коммунальные тарифы (кроме электроэнергии). Кроме этого, МО первого уровня будут заниматься проблемами электро- и теплоснабжения, связи, торговли, опеки и попечительства, а также другими вопросами, непосредственно связанными с жизнеобеспечением населения. МО будет обязано принимать свой бюджет, а с бюджетным регулированием не знакомы не только врачи и учителя, но и многие чиновники, не говоря уже о партийных функционерах.

Вся власть — бизнесу

Президент Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Рашид Исмагилов заявил, что он разделяет беспокойства вице-губернатора: «Оттого, что каждая кухарка сможет управлять муниципальным образованием, первым пострадает бизнес».

Большинство из создаваемых органов МСУ изначально являются дотационными — у муниципальных образований почти не останется средств к существованию. Устанавливать высокий налог на имущество физических лиц никто из новоявленных муниципальных управленцев не рискнет. Поэтому для пополнения бюджета остается ставка земельного налога и различные формы экологического контроля. Основная нагрузка, очевидно, ляжет на малый и средний бизнес.

Г-н Исмагилов справедливо заметил, что деятельность новых органов МСУ может существенно изменить инвестиционный климат. Бизнес будет уходить из районов с высоким налогообложением и прибиваться к тем редким МО, где бюджеты будут формироваться не только за счет выкачивания средств из предпринимателей.

Президент ТПП заявил, что «бизнес должен играть активную роль в формировании органов МСУ и делегировать туда своих менеджеров, способных решать поставленные перед МО задачи».

Можно подумать, что бизнес прежде не принимал участия в выборах. Трудно найти депутатов парламентов субъектов Федерации или депутатов советов городов, кто бы ни привлекал финансовые средства или другие ресурсы предпринимателей для своего избрания.

В решении правления Ленинградской областной торгово-промышленной палаты от 11 февраля 2005 года значится: «Рекомендовать бизнес-сообществу региона принимать активное участие в формировании компетентных органов местного самоуправления».

Напрашивается вопрос, почему же в таком случае глава ТПП Ленобласти так уговаривает бизнес участвовать в выборах? Ответ лежит на поверхности. Оказывается, членом правления Ленобластной ТПП является министр федерального правительства, руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин…

Бизнесмены, принимавшие участие в «круглом столе», говорили о том, что есть «хороший бизнес» (его, видимо, представляет ТПП) и «не очень хороший». И принимать участие в выборах надо «хорошему бизнесу», чтобы защититься от «плохого». Что ж, не секрет, что в верхних эшелонах власти уже давно произошло сращивание бизнеса и госструктур и эта тенденция только усилится.

Контроль «хорошего» бизнеса над органами МСУ необходим еще по одной причине. Прежние органы власти успели задолжать бизнесу порядочные деньги, но поскольку новые органы не будут являться правопреемниками старых, то и долги повиснут в воздухе. Этого бизнес-сообщество допустить не может.

«Постепенные изменения к лучшему» в органах МСУ затронут еще одну немаловажную деталь государственной системы — властную вертикаль. Нынешняя, уже почти отстроенная с введением назначения губернаторов в условиях реформы перестает функционировать. Подвешенная за крючок авторитета и рейтинга президента она остается без точки опоры. Все распоряжения, которые будут посылаться из центра, благополучно зависнут на уровне МСУ, поскольку они не будут находиться в прямом подчинении вышестоящих органов власти. Таким образом, создается система управления, при которой ни один из ее механизмов не способен выполнять свои функции. МО буду ссылаться на недостаток финансирования, а федеральные структуры на отсутствие рычагов влияния. Реальная же власть сосредоточится только у бизнес-структур. В результате «постепенные изменения к лучшему» системы, названной Джорджем Соросом «грабительским капитализмом», перейдут грань между местным самоуправлением и местным самоуправством.

ИА «Росбалт»

Конец медвежьей проблемы  »
Юридические статьи »
Читайте также