47-я, роковая Банки и регионы-доноры тянутся к бюджетному кошельку

На следующей неделе Государственная Дума должна рассмотреть в четвертом чтении проект бюджета на 2003 год, но уже сегодня можно утверждать, что документ в нижней палате серьезно видоизменился: при обсуждении проекта бюджета в третьем чтении в статью 47 была внесена поправка, суть которой сводится к следующему - разрешить регионам-донорам открывать в банках счета для обслуживания расчетов по сделкам с государственными ценными бумагами.

На первый взгляд, она относится к разряду технических, и, наверное, поэтому пресса не обратила на нее внимание. А зря. Если это произойдет, то многие регионы получат возможность часть бюджетных денег уводить в тень: чем не лакомый кусок, отрезанный от бюджетного пирога. Необходимо отметить, что данная поправка вступает в прямое противоречие с ныне действующим бюджетным законодательством. И законодатели, голосуя за нее, должны были помнить, что последние поправки в Бюджетный кодекс на их совести - они вносились не далее как в 2000 году, именно этим составом Думы. Напомним, в Бюджетном кодексе РФ (статья 1) четко прописано, что он регулирует бюджетные отношения, а статья 2 говорит о том, что к бюджетному законодательству относятся Бюджетный кодекс и закон о бюджете на текущий финансовый год. При этом в кодексе также прописано, что если какая-либо норма вступает в противоречие между БК и законом о бюджете, то главенство принадлежит кодексу, то есть эта самая норма должна действовать по кодексу, но не по закону о бюджете.

Далее. В статье 155 БК записано, что счета бюджетов обслуживает Центробанк, а статья 156 дает разрешение кредитным организациям обслуживать операции с государственными ценными бумагами и осуществлять бюджетные расчеты, но только в случае, если на этой территории Центробанк не может по каким-либо причинам осуществлять данную функцию.

Сказать, что законодатели решились на радикальный шаг в этом вопросе, можно, но это не совсем верно. Скорее всего, считают эксперты, они отступили на два шага назад в сфере бюджетного законодательства.

В свое время осуществление расчетов через казначейство было придумано для того, чтобы бюджетные денежные потоки стали прозрачными. Еще не все забыли середину 90-х годов, когда расчеты по бюджетным средствам проходили через уполномоченные комбанки. В частности, достаточно вспомнить практику залоговых аукционов, когда бюджет занимал свои (на депозитах комбанков было сосредоточено практически 80 процентов бюджетных денег) у банков, а отдавал с процентами и опять-таки свои бюджетные деньги. Тогда-то банки, а сейчас имена тех банкиров созвучны главам наиболее привлекательных предприятий и холдингов как в нефтянке, в металлургии, так и во многих других отраслях, получили госсобственность в свои руки. Этот путь, похоже, законодатели решили повторить, еще раз играя на руку комбанкам. А банки, похоже, со своей стороны желают в очередной раз приобщиться к бюджетным средствам.

Однако есть и другой, на наш взгляд, более цивилизованный путь управления бюджетными средствами путем внесения в бюджетное законодательство поправок, направленных на их эффективное использование. И здесь свою роль не только могут, но и должны сыграть те же самые комбанки. Не секрет, что каждый год на счетах Главного управления федерального казначейства остаются остатки, то есть свободные деньги, которые образовались за счет допдоходов. Речь идет о суммах в несколько десятков миллиардов рублей, которые лежат на счетах ЦБ под ноль процентов годовых. Если пустить эти средства в работу, то финансовый резерв будет быстрее пополняться. Сейчас в Главном управлении федерального казначейства как раз идет работа по созданию единого федерального счета, на котором в режиме "он-лайн" можно отслеживать, сколько есть остатков, где они и так далее.

При таком раскладе сведение всех свободных средств к единому счету позволит иметь прозрачную финансовую систему, а сама система управления остатками станет более эффективной. К слову сказать, подобный опыт имеется во многих европейских странах, где при казначействах существуют определенные структуры, которые управляют бюджетными деньгами. На деле получается, что если Главное управление федерального казначейства в бюджетном процессе делает шаг вперед, то регионы пытаются повернуть на два шага назад.

Вряд ли на четвертом чтении бюджета законодатели решатся вновь поднять руку на злополучную статью. Да и лоббисты в лице банков и большого количества предпринимателей, которые стоят за этой поправкой, вряд ли это допустят. Но пока остается вероятность, что верхняя палата парламента не согласится с подобной трактовкой управления бюджетными средствами либо опять, как и во многих предыдущих случаях, последнее слово останется за Президентом.

Татьяна Конищева

Утверждено во втором чтении

Статья 47. Установить, что в 2003 году продолжается перевод субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона, на кассовое обслуживание исполнения их бюджетов органами федерального казначейства.

Установить, что кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями и на безвозмездной основе.

Обеспечить в 2003 году кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению 14 к настоящему Федеральному закону.

Утверждено в третьем чтении

В соответствии с поправкой те субъекты, которые не получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки регионов РФ, могут осуществлять обслуживание своих счетов в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе по специально заключенному договору. Субъекты РФ, не получающие таких дотаций, вправе открывать счета в указанных кредитных организациях для обслуживания расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами. При этом приостанавливается действие Бюджетного кодекса, разрешающего субъектам передавать свои счета на обслуживание в кредитные организации только в случае, если в данном регионе отсутствуют учреждения Центрального банка

Франция ужесточает антитеррористическое законодательство  »
Юридические статьи »
Читайте также