Не выезжают на роликах почему зрители должны быть недовольны уменьшением рекламы на ТВ

В середине марта Владимир Путин подписал поправки в Закон "О рекламе" - с 1 июля рекламные паузы на ТВ должны стать короче, а реклама некоторых товаров исчезнуть с экранов. Руководители телеканалов пытались противодействовать принятию этих поправок, но безуспешно. Впрочем, Национальная ассоциация телерадиовещателей уже договорилась с руководством "Единой России" о создании согласительной комиссии, которая будет обсуждать изменения в только что подписанный президентом закон. Почему поправки в Закон "О рекламе" не нравятся руководителям ТВ-каналов и как изменения правил игры на релкамном рынке скажутся на ТВ-зрителях, "Городу" рассказал генеральный директор "СТС-Петербург" Виктор Машенджинов.

- Неужели депутаты не согласовали изменения Закона "О рекламе" с руководителями телеканалов?

- До определенного момента мнение телевизионного сообщества так или иначе учитывалось. Мы были готовы пойти на определенные самоограничения. По существовавшим до сего дня правилам реклама не может занимать более 20% эфирного времени, а интервал между блоками должен быть не менее 15 минут. Мы готовы были сократить общую продолжительность рекламы до 15% эфирного времени и ограничить продолжительность рекламного блока 4 минутами. Но потом с нами перестали советоваться, и ограничение 15% в сутки превратилось в 15% в час. А 15% в час - это не то же самое, что 15% в сутки: в прайм-тайм у нас один объем рекламы, а в часы утреннего вещания - совсем другой, и если раньше можно было спокойно распределять рекламное время на самые популярные часы, то в новой трактовке закона это невозможно.

- Как в итоге это скажется на телекомпаниях?

- Для нас, например, ресурс сократится в два раза. Естественно, телекомпании вынуждены будут поднимать цены на рекламу, которая заложена в цене конечного товара. И в итоге это не Procter and Gamble попал на деньги - это телезрители будут стиральный порошок покупать дороже.

- Почему вообще Госдума проявляет такой интерес к регулированию рынка рекламы?

- Это очень удобно. Решать реальные проблемы - армии или науки - трудно, а бороться с теликом можно не вставая с дивана. Это такой популизм: "достала уже реклама, давайте ее ограничим". Все радуются как дети и не понимают - то, что они раньше оплачивали походом к холодильнику во время рекламного блока, теперь будут оплачивать ценой продуктов в этом холодильнике. Кроме того, есть непонимание специфики - разработчики закона, например, с некоторым удивлением узнали, что существуют сетевые телеканалы. Ну и, наконец, лоббизм других отраслей рекламной индустрии.

- А кто может быть сильнее телевизионщиков?

- Ну, если говорить о Петербурге, то, к огромному удивлению, наружка получает гораздо больший, чем мы, кусок рекламного пирога.

- Странно, что именно телевидение - мощная политическая сила - стала жертвой законодателей.

- Телевизионное сообщество не очень едино. Понятно, что окологосударственые каналы этот вопрос не очень волнует. А для нас это болезненно - мы не можем позволить себе быть нерентабельными.

- Вы считаете, что народ не прав, когда говорит, что рекламы на ТВ слишком много?

- Скажем, я считаю, что 12 минут рекламного блока - это чересчур. А такое бывает. Я говорю с точки зрения простого телезрителя. Если растет недовольство, понятно, что какие-то меры будут приняты. Но мы предлагали разумные меры, а в итоге получилось так, что не выгодно никому.

- Многие считают, что телеканалы сговорились - и показывают свои рекламные блоки одновременно, чтобы зритель не мог переключить телевизор и уйти от рекламы. Это сделано специально?

- Да, блоки совпадают, но это не следствие сговора телевизионщиков. Существует пятнадцатиминутная дискретность, а все передачи и фильмы начинаются либо в ровный час, либо в полчаса. Поэтому если все начали фильм в 21.00, то в 21.15 у всех идут рекламные блоки. Сейчас вообще модно ругать телевидение, говорить, что это чернуха-порнуха, но на самом деле оно - одна из немногих сфер, где все в порядке, в отличие от армии, здравоохранения, ЖКХ и т.д.

- Разве телевидение у нас такое хорошее?

- Самый дорогой и самый востребованный продукт в телевидении - это кино и сериалы. В процентном отношении их у нас гораздо больше, чем на Западе. Посмотрите, из чего состоит эфир у них - это в основном разговоры и говорящие головы.

- Может, дело в том, что сегодня России просто не о чем говорить?

- Это другой процесс. В Европе нормальным считается 2 - 3 проекта за телевизионный сезон, у нас, чтобы посчитать новые проекты на одном канале, не хватит пальцев рук. В России бум производства сериалов и телешоу. Те форматы, которые Европа и Америка жевали десятилетия, мы прошли за год-два. Шоу Джерри Спрингера на ABC идет уже по-моему не первое десятилетие. Аналогичное шоу "Окна" надоело нашим телезрителям за два года. Кроме того, сейчас телеканалы продюсируют художественные фильмы и, таким образом, возрождают отечественное кино. Ситуация со свободой слова имеет к этому опосредованное отношение.

- Почему бы теперь, после введения ограничений на рекламу, вместо дорогих сериалов не переключиться на изготовление дешевых, но интересных политических ток-шоу?

- В любом случае новый рекламный закон свободе слова не поможет. Большие каналы выживут, основной удар примут на себя нишевые каналы (а у нас сейчас наметилась очень позитивная тенденция - появление нишевых, узкоспециализированных каналов: Discovery, "Культура", "Домашний", "Звезда") и региональные компании, в которых еще бывают элементы свободомыслия. Для того чтобы успешно конкурировать с сетевыми и национальными каналами, они должны тратить очень много денег.

Антон Мухин

Пусть летят перелетные птицы  »
Юридические статьи »
Читайте также