Налог на высоту три препятствия на пути строительства небоскреба на Охте

Сделка, совершаемая в эти дни между городом и "Сибнефтью" (она принадлежит "Газпрому"), такова: в обмен на постановку на налоговый учет в Петербурге компания получит за счет городского бюджета комплекс "Газпром-сити" с 300-метровым небоскребом при впадении речки Большая Охта в реку Большая Нева.

Сейчас не столь важно, сколько именно денег будет вложено и сколько квадратных метров офисных площадей создано. Принципиальным является новый тип отношений между городской властью и крупным бизнесом. Смольный вместо привычных предложений сделать долгосрочные инвестиции с рисками, которые трудно оценить, поступает прагматичнее - какая вам разница, какому региону платить налоги, зато мы подарим вам недвижимость. Наверняка такая идея вызвана жесткой конкуренцией между субъектами РФ за налогоплательщиков - сверхбогатых компаний на порядок меньше, чем регионов в России.

Городской закон о целевой программе строительства "Газпром-сити" проходит через Смольный и Мариинский дворец поразительно быстро - "с голоса", минуя все обычные формальности, хотя речь идет о расходовании 60 млрд рублей из городского бюджета в течение 10 лет (напомню: годовой бюджет-2006 Петербурга составляет около 150 млрд рублей). Спешка вызвана тем, что одновременно готовятся поправки в бюджет-2006 на сумму около 15 млрд рублей. Вероятно, финансирование строительства Сити начнется уже в нынешнем году.

Отвечая на вопрос журнала "Город", будет ли проект Сити представлен для MIPIM (мировой выставки инвестиций в недвижимость, которая проходит ежегодно в Каннах), вице-губернатор Юрий Молчанов заметил: в Каннах надо показывать не конкретный проект, а представлять Петербург как место для высотного строительства. А без возможности строительства небоскребов у Петербурга не будет инвестиционного развития.

Кстати, по информации одного очевидца, нынешний питерский стенд на выставке в Каннах не вызвал восторга у главы российской делегации Германа Грефа. Главной фишкой нашего стенда была Новая Голландия. Архитектор Норман Фостер выступил с лекцией о реконструкции острова (с помощью Фостера - одного из самых дорогих архитекторов мира, наши чиновники демонстрировали петербургскую крутость). Примечательно, что проект "Морского фасада" (намывные территории на Васильевском острове) был показан не на питерском, а на общероссийском стенде. Впрочем, петербургские масштабы в Каннах уже не казались такими масштабными - если реанимация Новой Голландии стоит порядка 300 млн долларов, то Монреаль показывал проект реконструкции своего исторического центра стоимостью 55 млрд долларов.

Возвращаясь к проекту Сити на Охте - у его реализации имеются три препятствия. Первое препятствие состоит в том, что два завода, расположенные на месте будущего небоскреба, имеют частных владельцев, которые несколько месяцев назад предлагали свои планы развития данных территорий.

Второе препятствие - отсутствие утвержденного высотного регламента для нецентральных районов. По информации, полученной в комитете по градостроительству, там разработана "Схема зонирования по высотным ограничениям" . Этот документ предусматривает строительство небоскребов на пересечении дуговых и радиальных магистралей, иными словами, проспекта, идущего из центра, и проспекта, который соединяет два спальных района. Но схема будет утверждена только вместе с правилами землепользования и застройки. Их обещали сочинить к декабрю 2004 года, потом к июню 2006-го.

Третье препятствие - это место является археологическим памятником. Там находились предшественники Петербурга - крепости Ландскрона и Ниеншанц, культурные слои начинаются с XIV века. КГИОП пока не комментирует ситуацию, но по нашим сведениям, относится к ней настороженно.

Разумеется, когда речь идет о вложениях такого масштаба, все препятствия преодолимы, но в общественном мнении реноме властей небоскребы могут подпортить.

Вадим Шувалов

Депутаты Ленобласти будут отмечать круглые даты на дополнительные премии  »
Юридические статьи »
Читайте также